Кандидат психологических наук (с 1999 г.), доцент ВАК (с 2005 г.), доцент кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения г. Хабаровск (с 2001 г.).
Клинический психолог, нейропсихолог
Родился 17 декабря 1968 г. в г. Кострома.
Окончил филологический факультет Комсомольского-на-Амуре государственного института (1993 г.), аспирантуру по психологии (1998 г.), проходил стажировку по нейропсихологии при ЦПНПК МГУ Москва (1998 г.), профессиональную переподготовку в Дальневосточном институте психологии и психоанализа (2006), стажировку на кафедре психологии труда и инженерной психологии МГУ (2007), в центре практической психологии института Бизнеса и Политики г. Москвы по нейропсихологической диагностике и сенсомоторной коррекции. Имеет диплом клинического психолога.
В 1999 г защитил кандидатскую диссертацию в Московском городском педагогическом университете по педагогической психологии на тему «Формирование письменной речи методом пиктографического письма» (1999 г.).
Трудовую деятельность начал учителем психологии в школе-гимназии №9 Комсомольска – на Амуре (1994), затем ассистентом кафедры философии и социологии Комсомольского-на-Амуре государственного политехнического университета (1995). С 1996 по 1997г. работал воспитателем СО школа-интернат № 58 Юго-западного окружного управления образования г. Москвы, с 1997 по 1999 работал педагогом - психологом УВК №1679 Северного округа г. Москвы. С 1999 г. доцент кафедры педагогики и психологии Костромского областного института повышения квалификации работников образования. С 2000 - заведующий кафедрой социальной и коррекционной психологии Комсомольского–на–Амуре государственного педагогического университета. С 2001 г. по настоящее время доцент кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения г. Хабаровск, доцент кафедры педагогики и психологии Дальневосточного государственного медицинского университета г. Хабаровск. Активно занимается практической деятельностью в сфере нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации ВПФ, психотерапии, судебно-психологической экспертизе.
Основные направления научной деятельности: нейропсихология, когнитивная психология, психосемантика, психолингвистика.
Занимается исследованием проблемы соотношения невербального и вербального способов репрезентации. Основное внимание уделяется исследованию роли геометро-динамической образности в мысленном преобразовании информации и в концептуализации реальности. В рамках данной проблематики исследуются: языковая компетентность, письменная речь, дискурсивное мышление, понимание, концептуализация и др.
Также в поле научных интересов оказываются проблемы профессиональной деятельности и профессионального становления, рефлективность и самоуправление.
Разработал:
• авторскую систему пикто-идеографического письма применительно к развитию языковой компетентности и символического мышления методом графической визуализации концептов;
• метод графической визуализации концептов с опорой на геометро-динамическую образность;
• методику структурно-тематического анализа данных ассоциативного эксперимента;
Опубликовал более 120 научных работ. Из них 4 монографии, 13 учебных пособий. Подготовил 2 кандидатов психологических наук.
Основные направления практической работы:
• Нейропсихологическая диагностика проблем психического развития, обучения и поведения (стаж 23 года);
• Нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция проблем психического развития, обучения и поведения (стаж 17 лет);
• Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение;
• Развитие символического мышления и языковой компетентности методом пиктографического письма (стаж 27 лет);
• Коррекция и психотерапия детско-родительских отношений;
• Психотерапия методом транзактного анализа (стаж 10 лет);
• Судебно-психологическая экспертиза (стаж 8 лет);
• Профайлинг и визуальная диагностика
Периодически привлекается в качестве эксперта в области судебно-психологических экспертиз по административным и уголовным делам. Также приглашается сторонними организациями в качестве ведущего специалиста к проведению семинаров по проблемам коррекционно-развивающей работы.
Основные публикации:
1. Яссман В.П. Психолингвистика: Печ. Курс лекций/ В.П.Яссман.- Хабаровск: Издательство: ГОУ ВПО ДВГУПС, 2004.- 130 с.- Библиогр.: с.123- 130.- 125 экз. 130
2. Яссман В.П. Возможности использования пиктографического письма в целях развития языковой компетентности и коррекции интеллектуальной сферы у детей дошкольного возраста Печ. Сб. научн. Статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 9-10 октября 2006 г.- Хабаровск, ДВГГУ, 2006-С.231 -238.
3. Яссман В.П. Пиктографическое письмо. Методика, диагностика и развитие интеллекта у детей дошкольного возраста. [монография] / В.П. Яссман. - Germany. Изд-во: LAP LAMBERT Akademic Publishing, - 251 c., 2012 – С. 251.
4. Яссман В.П. «Образ Мира» личности: этническая картина мира Печ. Монография/ В.П.Яссман.- Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2005.- 103 с.- Библиогр.: с.101-103.- 75 экз. 103
5. Яссман В.П. Образование – это не только знания, но и психологическое здоровье учащихся Директор школы. – 2007. - № 10. – С.4 -11.
6. Яссман В.П. Психическое и психологическое здоровье детей как основная цель образовательного процесса // Директор школы. – Москва, 2007, - №10, - С.4 – 10. - ISSN 1562-1306
7. Нейропсихологическая коррекция / Печ. Учебное пособие в 2-ух частях: Хабаровск: Изд-во: ДВГУПС, 2007- с.118. ГРИФ ДВРУМЦ
8. Яссман В.П., Яссман Л.В. Специальная психология. ГРИФ ДВРУМЦ Печ. Учебно-методическое пособие по специальной психологии Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006 - с.113
9. Яссман В.П. Образ мира в структуре деятельности личности Удк 159.98 Печ. Личность и профессия: труды Международной научно-практической конференции, 7-9 ноября 2007года «Иновационный научно- образовательный транспортный комплекс на дальнем Востоке России»; под ред. К.И. Воробьёвой. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. – Т.7. – 254с.: ил., с. 240-245. 5 с.
10. Яссман В.П. Отражение содержания деятельности во внутреннем мире человека как показатель уровня профессионализма // Личность и профессиональная деятельность: коллективная монография, В 2т. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – Т.1. – с.120-147.
11. Яссман В.П., Локтев К.И. Духовность как динамическое метасистемное свойство внутреннего мира человека / Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010, - 144 с. ISBN 978-5-262-00555-0
12. Яссман В.П. Сенсомоторная коррекция как один из основных методологических подходов к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста // Сборник материалов регионального научно-практического семинара «психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях», Биробиджан, 12-13 ноября 2009 г. в 2 ч. Ч.1. – Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. – 222с. – с. 212-219.
13. Яссман В.П. Системный подход и возможности нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии (статья) Печ. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (17-18 мая 2005 г.) «Ребенок с особыми образовательными потребностями – субъект педагогической компетентности». - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. -191 с. - С. 34-40.
14. Яссман В.П. «Нейропсихологический подход к пониманию основных проблем образовательного процесса и к решению задачи здоровье сбережения». Статья в сборнике научных трудов по материалам II международной конференции «Психологическая культура в современном образовании: сборник научных трудов» по материалам - Хабаровск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ДВГГУ», 2013. – с.176 – 185. (выступление с докладом)
15. Яссман В.П. Этнокультурные особенности представлений о пространстве: геометродинамический подход // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке №4 (20) Хабаровск изд-во ДВГУПС 2008. – с.31-37.
16. Яссман В.П. Уровневый подход к исследованию глубины понимания человеком предмета деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке №4 (24) Хабаровск изд-во ДВГУПС 2009. – с.31 – 36.
17. Яссман В.П. Уровневый подход к исследованию глубины понимания человеком предмета деятельности [Текст] / В. П. Яссман // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2009. - N 4 (24) : Социальная психология труда. - С. 31-35. - Библиогр.: с. 35 (13 назв.). - d, 2009, , 0, y . - ISSN 1992-2868
18. Яссман В.П., Яссман Л.В. Духовность как метасистемное свойство самоорганизации внутреннего мира человека / "Современная научная психология и православная духовная традиция: содержательный диалог". рождественские чтения-2011. Рубрика «Современная научная психология и православная духовная традиция» Москва 2011 Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 3 10 с.
19. Яссман В.П. Глубина концептуального видения как мировоззренческое свойство субъекта // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2010. - № 4 (28) – с.62 – 68
20. Яссман В.П. Глубина концептуального понимания предмета деятельности как внутренняя предпосылка профессионального становления // Том 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикава, Л. Г. Дикая, Ю. И. Александров. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 378 с. ISBN 978-5-9270-0171-2. С. 306 - 315
21. Яссман В.П. Познавательное отношение к предмету деятельности в контексте акмеологического анализа // Современные проблемы развития акмеологии: материалы третьего международного симпозиума, г.Кострома, 1 июля, 2011г. /отв. Ред, сост. Н.П. Фетискин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. – 349с. – с. 340-346.
22. Яссман Л. В., Яссман В.П. Виктимность как социально юридическая проблема // Актуальные вопросы психологии: материалы V Международной научно-практической конференции. 19 ноября 20137.: Сборник научных трудов / Л. В. Яссман, В.П. Яссман. – Краснодар, 2013. – 196с. – С. 134 – 146.
23. Яссман Л. В., Яссман В.П., Кубанова О. Л. Развитие рефлексивности как профессионально значимого качества у современных студентов разных специальностей // Социальные и гуманитарные науки на дальнем востоке № 3 (51). / Л. В. Яссман, В.П. Яссман, О.Л. Кубанова. - Издательство: Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Хабаровск). ISSN: 1992-2868
24. Яссман В.П. Основы нейропсихологии: Мозг – психика - реальность. Учебное пособие / В.П. Яссман. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2016. – 183с.: ил.
25. Яссман В.П. Нейропсихологическая диагностика. Учебное пособие / В.П. Яссман. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2017. – 199 с.: ил.
26. Яссман В.П., Яссман Л.В. Исследование образов в психологической диагностике Учебное пособие / Яссман В.П., Яссман Л.В. – International Book Market Servis Ltd., Member jf OmniScriptum Publishing Group. 2017
27. Яссман В.П., Геометро-динамическая образность в психической репрезентации и графической визуализации концептов / В.П. Яссман. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2021. – 203с.: ил.
28. Яссман В.П., Роль концептуализации и геометро-динамической образности в понимании информации. Статья РИНЦ / Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-гуманитарный ресурс технического вуза» (Хабаровск, 22–23 апреля 2021 г.) / под ред. Н.Г. Григорьевой и А.А. Лежениной. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2021. – 231: ил. – Электронный ресурс. ISBN 978-5-262-00892-6, с. 49-63
29. Яссман В.П., Психологические детерминанты профессиональной деформации у работников аппарата суда. Статья ВАК / Научно-теоретический журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке», Том ХVII, Выпуск 4, Хабаровск 2020 с.113-119 ISSN 1992-2868
30. «Определение степени и меры осознанности как проблема теоретической и прикладной психологии взросления человека»
31. Яссман В.П., Статья РИНЦ / Статья в сборнике научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 22–23 апреля 2021 г.) /Психолого-гуманитарный ресурс технического вуза: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 22–23 апреля 2021 г.) / под ред. Н.Г. Григорьевой и А.А. Лежениной. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2021. – 231: ил. – Электронный ресурс. ISBN 978-5-262-00892-6 С. 107-113
32. Яссман В.П., Глубина понимания профессии в контексте обсуждения проблемы профессионального здоровья Статья ВАК / Социальные и гуманитарные науки на дальнем востоке. Журнал ВАК, июнь 2020, 16 стр. Том: 17 Номер: 2 Год: 2020 Страницы: 162-171 ISSN: 1992-2868 С. 162-171
33. Яссман В.П., Геометродинамическая образность в психической репрезентации и графической визуализации концептов, Монография / Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2021. – 206 с.: ил. ISBN 978-5-262-00894-0
34. Яссман В.П., Графическая визуализация концептов в развитии рефлексивного анализа изучаемого предмета. Статья РИНЦ / Сборник по материалам Международной научно-методической конференции «Образование: качество и инновации»: 15 - 16 марта 2022 года ДВГУПС
Контактные данные: 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, тел. (4212) 40-43-73, кафедра "Общая, юридическая и инженерная психология, e-mail: yassman.vik@yandex.ru