Вехи истории
За долгие своего годы становления и развития один из старейших региональных вузов, основанный с целью подготовки инженерно-технических кадров для железных дорог Дальнего Востока и Сибири, - Дальневосточный государственный университет путей сообщения прошел путь от скромного ведомственного учебного заведения до крупного учебно-научного центра. Своё предстоящее 70-летие вуз встречает в роли ведущего технического вуза Дальневосточного региона. Он по-праву занимает лидирующие позиции среди технических университетов страны в рейтинге Министерства образования и науки России. Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. В нём, в частности, говорилось: «В целях подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока, организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек. Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года...» 1 сентября 1939 г. начались учебные занятия. Преподаватели 3-х факультетов: механического, ЭЖД и СЖД - обучали 106 студентов. Из-за отсутствия своего помещения студентов направили в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Второй учебный год начался в сентябре 1940 г. уже в своём помещении (обучалось 310 студентов 1-го и 2-го курсов). По итогам 1940-1941 учебного года ХабИИЖТУ присуждено 3 место среди транспортных вузов страны по итогам социалистического соревнования. За 1941-1943 г., первые три года Великой Отечественной войны, в действующую армию по мобилизации и добровольно ушли 177 студентов, рабочих и служащих института. К ноябрю 1942 г. на курсах и в кружках Осоавиахима в ХабИИЖТе было подготовлено 85 пулемётчиков, 84 автоматчика, 50 снайперов, 58 медицинских сестёр. За первые пять лет существования вуза было создано 9 лабораторий и 14 кабинетов. Необходимым оборудованием они оснащались с помощью предприятий и служб Дальневосточной железной дороги. Общая стоимость учебно-лабораторной базы в ценах того времени составила 800 тыс. рублей. В марте 1942 г. образовано вечернее отделение с подготовкой инженеров по профилю института. К 1944 г. институт насчитывал на трёх дневных факультетах: строительном, механическом, движения и грузовой работы - свыше 1000 студентов и около 75 человек профессорско-преподавательского состава. На 1 сентября 1945 г., года окончания Второй мировой войны, контингент студентов ХабИИЖТа составлял 1186 человек, преподавателей - 74 человека, в том числе 2 доктора и 21 кандидат наук. В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая конференция с участием работников Дальневосточного округа железных дорог по внедрению разработанной в институте технической ступенчатой маршрутизации. В сентябре 1954 г. вечернее отделение преобразовано в факультет с подготовкой инженеров по 7 железнодорожным специальностям. В течение 1956-1957 г. на базе заочного отделения образован заочный факультет с подготовкой инженеров по 12 специальностям с числом студентов-заочников 1458 человек. В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр на базе ЭВМ «Урал-2». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и ДВЖД. Первым студенческим строительным отрядом ХабИИЖТа стала «Энергия», образованная в апреле 1966 г. и насчитывающая 100 бойцов. В сентябре 1967 г. учреждён факультет повышения квалификации (ФПК) для переподготовки руководящих кадров железных дорог Дальнего Востока. За годы X пятилетки (1975 - 1980) среднегодовой выпуск инженеров составил 1145 человек, а за годы XI пятилетки (1981 - 1985) - 1205 человек. 1993 г. - ХабИИЖТ становится Дальневосточной государственной академией путей сообщения (ДВГАПС). 1997 г. - ДВГАПС присвоен наивысший вузовский статус - университета. Вуз стал именоваться Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС). |