В связи с возрастающей ролью автоматики и телемеханики в обеспечении движения поездов и необходимостью подготовки специалистов по данному направлению приказом под номером 337 от 2 августа 1960 г. Ректора института Дмитриенко В. И. в составе ХабИИЖТа была образована кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Этим же приказом заведующим кафедрой был назначен к.т.н., доцент Курицын Н. С.
В 1962 г. На эксплуатационный факультет состоялся первый набор студентов дневной формы обучения по специальности «Автоматика телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». В 1968 г. был образован именуемый по названию данной специальности факультет «АТиС».
В целях улучшения учебно-воспитательной, научно-исследовательской и методической работы на основании распоряжения заместителя Министра путей сообщения Матвейцева П.И. №Е14452 от 3 июня 1968 г., приказа ректора ХабИИЖТа № 382 от 6 июля 1968 г. кафедра «Автоматика телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» была разделена на две самостоятельные выпускающие кафедры: «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» (АТ) и «Связь на железнодорожном транспорте» (далее переименованная в «Телекоммуникации»).
На кафедру АТ возлагалось обеспечение учебного процесса по дисциплинам: «Путевая блокировка и авторегулировка», «Телеуправление стрелками и сигналами», «Измерения в автоматике и телемеханике», «Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики», «Автоматика, телемеханика и связь» для специальностей «Эксплуатация железных дорог» и «Экономика железнодорожного транспорта». Заведующим кафедрой был назначен Макухин Игорь Васильевич.
Кафедра «Связь на железнодорожном транспорте» обеспечивала преподавание таких дисциплин, как «Электронная и полупроводниковая техника»,
«Промышленная электроника», «Основы радиосвязи», «Импульсная техника», «Линии автоматики, телемеханики и связи», «Проводная связь», «Теория передачи сигналов», «Телефония», «Телеграфия», «Многоканальная связь», «Теоретические основы автоматики и телемеханики». Кафедрой также читалась дисциплина «Математические машины» для специальности «Эксплуатация железных дорог». Возглавил кафедру к.т.н., доцент Курицын Николай Сергеевич.
Перед молодой кафедрой стояла важнейшая задача - создание учебной базы для подготовки инженеров-связистов по специализации "Системы передачи информации". Много усилий было направлено на материальное оснащение учебных лабораторий.
С развитием средств связи перед коллективом встала задача создания и совершенствования лабораторий телефонии, многоканальной связи, передачи дискретной информации, линий АТС и д.р. В эти годы в учебный процесс внедряется электронно-вычислительная и микропроцессорная техника.
Наряду с решением многочисленных задач, связанных с организацией учебного процесса, кафедра уделяла большое внимание развитию научно-исследовательской работы.
Кафедра "Оптика и квантовая электроника" создана в Дальневосточном государственном университете путей сообщения приказом ректора за номером 180 от 30 сентября 1998 года. Целью создания новой кафедры была необходимость подготовки специалистов по новой, недавно утвержденной специальности 071700 "Физика и техника оптической связи", утвержденной приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 2013 от 24 июля 1998 г.
В 1998 году была принята первая группа студентов, обучающихся по новой специальности 071700 "Физика и техника оптической связи".
В 2004 году приказом ректора кафедра "Оптика и квантовая электроника" была переименована в «Оптические системы связи».
В январе 2014 года приказом ректора ДВГУПС кафедры «Автоматика и телемеханика», «Телекоммуникации» и «Оптические системы связи» были объединены в одну, названную «Автоматика, телемеханика и связь».