Основным и обобщающим направлением научно – исследовательской работы кафедры на протяжении многих лет являлась оптимизация эксплуатационной работы на железнодорожном транспорте. Основными направлениями фундаментальных исследований на кафедре являются:
- Разработка технологии пропуска поездов повышенной массы и длины (Станции, участки, полигоны).
- Организация работы ДВЖД в условиях разделения перевозочной и инфраструктурной деятельности.
- Моделирование пропуска поездов при перерывах в движении.
- Управление пассажирскими перевозками в современных условиях.
- Регулирование подвода поездов с определенными грузами с учетом работы морских портов и пограничных переходов;
- Совершенствование работы сортировочных, участковых пассажирских станций в том числе: «Разработка автоматизированной системы расчета и анализа показателей работы сортировочной станции».
- Применение методов имитационного моделирования с целью выработки и закрепления навыков управления работой станции.
Данные разработки имеют и практическое воплощение:
В 2004 году в рамках выполнения фундаментального исследования «Разработка логистической системы взаимодействия железнодорожного, морского и других видов транспорта» выполнена НИР «Оптимизация размеров парка пассажирских вагонов Дирекции по обслуживанию пассажиров за счет сокращения простоев по начально-конечным станциям». (Каликина Т.Н.)
В 2007 году в рамках гранта Министерства транспорта выполнена НИР «Разработка предложений по совершенствованию нормативной базы, регулирующей доступ к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (отв. Исполнитель Каликина Т.Н.).
В 2008-2009 гг. совместно с Международным факультетом (Третьяк С.Н.) и Центром дистанционного образования (Анисимов В.А.) в рамках гранта ЕС TEMPUSREALNET на кафедре выполняется работа «Система дистанционного образования специалистов транспорта».
В 2012 году НИР в рамках государственного контракта по целевой программе «Модернизация транспортной системы России»на тему: «Комплексные исследования и получение научно обоснованных рекомендаций по увеличению транзитного потенциала и развития импортно-экспортного потенциала железнодорожной инфраструктуры за счет увеличения пропускных возможностей Байкало-Амурской магистрали».
В 2020 году НИР в рамках гранта Федерального агентства железнодорожного транспорта на тему: «Формирование отправительских порожних маршрутов и их влияние на перерабатывающую способность сортировочных горок».