Институт транспортного строительства (ИТС) - одно из старейших и крупнейших подразделений ДВГУПС. За годы становления и развития университет, основанный с целью подготовки инженерных кадров для Дальневосточного Федерального Округа (ДФО), прошел путь от рядового ведомственного учебного заведения до крупного учебно-научного центра. Своё предстоящее 70-летие ДВГУПС встречает в роли одного из ведущих государственных учебных заведений Дальневосточного региона, по праву занимающего лидирующие позиции среди технических университетов страны в рейтинге Министерства образования и науки РФ.
Первым начальником (ректором) ХабИИЖТа с момента образования и до 1949 г. был инженер-строитель Тимофей Александрович Павленко, возглавившим его строительство.
Первый набор студентов-строителей начал учебу в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, но уже через год стены родного ХабИИЖТа приняли студентов первого и второго курсов. К 1944 году, а это год первого выпуска инженеров-строителей, факультет насчитывал уже около 300 студентов. В числе первых выпускников можно назвать Е.А. Румянцева, ныне профессора кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог».
Повышению качества подготовки специалистов в ХабИИЖТе с первых дней уделяется большое внимание. Одними из первых преподавателей цикла строительных дисциплин были: Александр Сергеевич Яковлев - выпускник ЛИИЖТА, первый проректор по учебной работе ХабИИЖТА, проработавший здесь до 1980 года, из них 25 лет - заведующим профилирующими кафедрами и деканом строительного факультета; Алексей Васильевич Беспалов, долгое время руководивший кафедрой «Геодезия», выпускник ДВГУ. Многие из выпускников ХабИИЖТа разных лет посвятили свою жизнь научно-педагогической работе в родном вузе: Я.И. Гуревич, В.П.Новичков, А.В. Шестаков, П.Я. Григорьев, В.А.Бобрин, В.С. Здор, Г.И. Воловник, И.И. Бахарев, А.Г. Полевиченко, И.М. Тюрин, П.С. Красовский и другие.
Большое значение в укреплении кадрового потенциала ХабИИЖТа имело назначение в 1949 г. на должность ректора профессора Валентина Иосифовича Дмитриенко, прибывшего в 1940 г. из Московского электромеханического института транспорта.
До этого назначения он работал доцентом кафедры «Строительная механика», деканом факультета «Строительства железных дорог», начальником научно-исследовательского сектора ХабИИЖТа. Ректором ХабИИЖТа В.И.Дмитренко проработал 28 лет. Его отличали деловитость и компетентность, высокая требовательность к себе и подчиненным, непримиримость к недостаткам. Много сил и знаний В.И.Дмитренко уделял созданию и усовершенствованию учебно-материальной базы ХабИИЖТа, повышению профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава.
В военные и послевоенные годы концентрация профессуры в ХабИИЖТе, эвакуированной из вузов запада страны, способствовала развитию в институте академической и научной мысли и созданию научных школ. Первой такой школой созданной на строительном институте и утвердившая свои права не только в ХабИИЖТе, но в России является школа теории расчета арок, статически неопределимых систем, оптимизации конструкций. В 1945 г. профессором А.В.Дарковым издан учебник по строительной механике, который затем переиздан более 10 раз и является хорошим пособием для студентов и специалистов. В период с 1948 по 1953г. под руководством докторов технических наук, профессоров А.А. Пиковского, А.П.Филина, В.И.Гнедовского в институте сформировался научный семинар преподавателей кафедр строительного факультета.
Работа в научном семинаре явилась началом самостоятельной научной работы профессоров Б. А. Деревянкина, С. А. Холопова, Я. И. Гуревича, Г. К. Федорова, Г. Е. Короткова, А. В. Шестакова, И. Я. Медника, М. П. Даниловского и др. Во вновь созданном в 1958 году Хабаровском политехническом институте (ныне Тихоокеанский государственный университет) Михаил Павлович Даниловский более 30 лет был ректором этого крупнейшего на Дальнем Востоке вуза, стал почетным гражданином г. Хабаровска.
Б. А. Деревянкин длительное время заведовал там кафедрой «Строительная механика», руководил факультетом. Анатолий Петрович Филин позднее более 30 лет руководил кафедрой «Строительная механика» в ЛИИЖТе. Под его руководством подготовлено и защищено 42 кандидатские и 3 докторские диссертации, в том числе 6 диссертаций преподавателями ХабИИЖТа.
В 1949 году для создания собственной научной геотехнической школы ХабИИЖТа был откомандирован из ЛИИЖТа заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Александр Васильевич Паталеев.
Он проработал в ХабИИЖТе заведующим кафедрой «Основания и фундаменты», деканом факультета «Строительства железных дорог», руководил общественно-производственной аспирантурой до 1969 года. Научная школа профессора А. В. Паталеева специализировалась в вопросах геотехники и строительства зданий и сооружений в суровых климатических условиях ДФО. Им подготовлено 22 кандидата наук и два доктора технических наук, многие из которых стали видными учеными России. Это профессора: В. И. Федоров, А. С. Буслов, И. М. Тюрин, И. И. Бахарев, П. Я. Григорьев, Е. А. Румянцев, Ю. В. Дмитриев, А. С. Катен-Ярцев, Г. С. Алаев, Н. А. Рогозин, О. В. Снежко, В. Д. Матвеев, Г. Ф. Горяинов и другие.
По мере развития вуза увеличивался контингент студентов, создавались новые кафедры, расширялась материально-техническая база подготовки инженеров-строителей. Для обеспечения инженерными кадрами строительной отрасли Хабаровского края в 1955 году из строительного факультета выделился отдельный факультет - промышленного и гражданского строительства (ПГС). Деканом ПГС был назначен опытный педагог и организатор учебной работы, бывший фронтовик Григорий Емельянович Коротков, который проработал в этой должности до 1961г. Необходимость создания факультета диктовалась размахом транспортного и гражданского строительства на Дальнем Востоке. С 1961 г. деканами ПГС были профессора: А. В. Шестаков, П. Я. Григорьев, В. С. Пластун, П. С. Красовский, В. И. Березовский.
Интенсивное в тот период жилищное и промышленное строительство в ДФО выявило нехватку инженеров по сооружению и эксплуатации водопроводных и канализационных коммуникаций. И уже на исходе 50-х годов факультет ПГС начал подготовку инженеров по специальности «Водоснабжение и канализация», у истоков которой стоял один их старейших преподавателей вуза профессор Г.И. Воловник.
С 1976 по 1988 год ректором ХабИИЖТа был Артур Григорьевич Теличенко.
В этот период образовалась широкая интеграция производства науки и обучения, укрепились связи с производством, проделана большая работа по компьютеризации учебного процесса и научно-исследовательской работы.
Начиная с середины 70-х годов ХабИИЖТ стал основным поставщиком молодых специалистов для строящейся Байкало-Амурской магистрали. В этот период деканами факультетов СЖД и ПГС работали профессора С.М. Гончарук и П.С. Красовский.
Благодаря их энергии и настойчивости кадровый потенциал кафедр ИТС серьезно укрепился за счет значительного пополнения из числа выпускников ХабИИЖТа и дальнейшего повышения квалификации через аспирантуру центральных транспортных вузов. Таким образом, прочный фундамент кадрового обеспечения, заложенный первыми руководителями факультетов, получил не менее конструктивную часть профессорско-преподавательского нынешнего состава ДВГУПС.
С 1988 г. ректором ДВГУПС является доктор технических наук, профессор Виктор Григорьевич Григоренко.
Под его руководством ХабИИЖТ преобразовался в ДВГУПС и в 2007 году стал инновационно-образовательным учреждением ДФО, вкотором обучается более 22000 студентов с учетом пяти региональных центров в Южно-Сахалинске, Уссурийске, Свободном, Тынде и Нерюнгри. Им намечена современная стратегическая цель ДВГУПС - создание и развитие образовательного научно-инновационного транспортного комплекса федерального значения, реализующего государственные задачи по повышению интеллектуального потенциала на Дальнем Востоке России, качественно и максимально полно удовлетворяющего образовательные, научно-инновационные и информационные потребности населения и бизнеса, влияющего на политику развития транспортной отрасли в ДФО и странах АТР. Высокий уровень подготовки кадров в ДВГУПС обеспечивается значительным научно-педагогическим потенциалом, тесной творческой связью с производством, интеграцией учебной и научно-исследовательской работы, а также сертифицированной системой менеджмента качества.
Выбор стратегических целей и требований к профессиональным компетенциям выпускника основан на изучении запросов работодателей, а также мониторинге научно-образовательного процесса и его качества. В течение 20 лет в результате такой конструктивной политики В. Г. Григоренко в настоящее время в ДВГУПС работает более 100 докторов наук и 330 кандидатов наук. В.Г. Григоренко является заслуженным работником транспорта России, вице-президентом Российского Союза ректоров, председателем Совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа академиком транспорта РФ, почетным гражданином г. Хабаровска.
В 1993 году, в результате реорганизации, все специальности строительного профиля в ДВГУПС были объединены в ныне действующий институт транспортного строительства. Директорами института были профессор П.С.Красовский до 2003 г, В.В.Овчинников до 2006 г. 2006-2010 г. профессор С.А.Кудрявцев. с 2011 г. директором ИТС является Тарасова Е.Н.
Ныне это одно из крупнейших учебно-научных подразделений ДВГУПС - шесть специальностей, восемь кафедр, более 1450 студентов. На кафедрах трудятся много ученых и высококвалифицированных преподавателей. Среди них доктора наук и профессора С.М. Гончарук, В.С. Шварцфельд, В.А. Анисимов, Л.Д. Терехов, Г.И. Воловник, Г.М. Стоянович, С.В. Квашук, С.А. Кудрявцев, А.Г. Полевиченко, А.А. Пиотрович, М.С.Клыков, П.С. Красовский, Ю.В. Дмитриев и другие.
В настоящее время институт обладает мощной учебно-научной материальной базой, стабильным штатом высококвалифицированных преподавателей и кадровым научным потенциалом. Подготовка дипломированных специалистов осуществляется по шести специальностям, бакалавров и магистров техники и технологии - по направлению «Строительство»:
- Промышленное и гражданское строительство;
- Водоснабжение и водоотведение;
- Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
- Мосты и транспортные тоннели;
- Экспертиза и управление недвижимостью;
- Экономика и управление на предприятии (строительство).
С 2006 года начата работа по международному обмену с Шандуньским транспортным университетом (КНР). Это совместная подготовка специалистов (российских и китайских) по специальности "Экономика и управление на предприятии (строительство)" по программе (3+3), т.е. обучение три года в России и три года в Китае и наоборот. Это программа подготовка бакалавров за 4 года и за последующие два года магистров.
Все специальности и направления имеют лицензию и государственную аккредитацию. Трудом преподавателей и сотрудников ИТС создана методическая и лабораторно-техническая база для ведения учебного процесса, воспитательной работы, проведения научных исследований, что позволяет активно участвовать в подготовке инженеров-строителей для железных дорог и других организаций Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья. Институт транспортного строительства предоставляет возможность для получения высшего образования выпускникам техникумов по специальности "Строительство железных дорог" с четырехгодичным сроком обучения. В соответствие с требованиями рыночной экономики для углубления экономической и управленческой подготовки открыт ряд специализаций, таких как "Экономика строительства", "Менеджмент технической эксплуатации пути", "Информационные технологии в организации и управлении водного хозяйства предприятий" и другие.
Солидная профессионально техническая и гуманитарная подготовка студентов-строителей осуществляется более чем 40 кафедрами университета, в том числе 8 кафедрами института транспортного строительства, в составе которых высококвалифицированные кадры преподавателей и научных сотрудников. Каждый год теоретического обучения в институте завершается практикой, в том числе на предприятиях, что дает возможность студентам ближе изучить работу этих предприятий, а также получить рабочую специальность плотника, бетонщика, штукатура - маляра, монтера пути, лаборанта водоочистных сооружений. Ряд студентов успешно сочетает учебу со спортом, добиваясь высоких достижений на этом поприще, есть у нас и свои артисты, музыканты, студенческий театр миниатюр.
После завершения обучения и защиты выпускной работы выпускники направляются на железные дороги и предприятия строительной отрасли Дальнего Востока, Забайкалья и Восточной Сибири. Перечень этих предприятий весьма обширен: дистанции пути, гражданских сооружений и водоснабжения, путевые машинные станции, передвижные механизированные колонны, строительные монтажные поезда, управления, заводы по изготовлению строительных конструкций, проектные и исследовательские институты, научные лаборатории.
Ученые института транспортного строительства занимаются исследованием строительных материалов, оснований и фундаментов, надземных конструкций зданий и сооружений. Проводимая ими работа привлекает студентов, которые с большим удовольствием работают на объектах, где проводится внедрение результатов исследований, получая большой творческий заряд. ИТС уже многие годы является одним из лидеров в области фундаментальных и прикладных научных исследований на Дальнем Востоке. В связи с разработкой и реализацией инвестиционных проектов Правительства России на восточном и северо-восточном направлениях с целью транспортного обеспечения развивающегося топливно-энергетического комплекса и освоения природных ресурсов Дальнего Востока России планируется строительство и эксплуатация новых транспортных магистралей, которые будут проходить в экстремальной природно-климатической среде, не имеющей аналогов в мире. ИТС является участником Национального проекта образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создавая в ДВГУПС «Центр инноваций транспортного строительства в экстремальных природно-климатических условиях». Научные разработки ИТС базируются на использовании современных информационных технологий, внедряются на российском и международном уровнях и применяются для мониторинга технического состояния, проектирования, строительства и эксплуатации транспортных систем в экстремальных условиях ДФО. Учеными ИТС созданы информационно-аналитические системы и разработаны передовые технологии, позволяющие решать на научной основе сложнейшие производственные задачи для повышения эффективности работы и проживания в экстремальных условиях ДФО. Все это способствует комплексной стратегии президента России В.В.Путина обустройства и обеспечения национальной безопасности на территории Дальневосточного Федерального Округа.