Наша история

В 1974 году в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне Дальневосточный государственный университет путей сообщения) была открыта подготовка инженеров по специальности «Мосты и транспортные тоннели». В этом же году образована кафедра Мосты и тоннели».

Основная заслуга в открытии специальности «Мосты и транспортные тоннели» и создании кафедры «Мосты и тоннели» в ведущем транспортном ВУЗе Дальнего Востока принадлежит профессору Юрию Владимировичу  Дмитриеву. Организация кафедры пришлась на самый интересный период развития страны, когда началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и Министерствам транспортного строительства и путей сообщения требовалась огромная армия специалистов, владеющих навыками проектирования, строительства и эксплуатации мостов, тоннелей и водопропускных труб в районах сурового климата.

В 2013 году, в связи с расширением сферы деятельности, кафедра «Мосты и тоннели» была преобразована в кафедру «Мосты, тоннели и подземные сооружения».

За годы функционирования кафедры для народного хозяйства страны и особенно для Дальневосточного региона подготовлено более 1000 специалистов мостовиков и тоннельщиков, многие из которых работают в транспортной отрасли. Мостовики -выпускники ДВГУПС занимают ответственные должности в проектных институтах, на предприятиях мосто - и тоннелестроения. Они работают генеральными директорами, начальниками мостоотрядов, главными инженерами, начальниками технических и производственных отделов, руководителями производственных участков по строительству мостов и тоннелей. Большое количество выпускников работает в системе ОАО «Российские железные дороги» на эксплуатации железнодорожного пути и искусственных сооружений, в частности среди них есть  начальник дирекции инфраструктуры ДВж.д., заместители начальников служб пути по искусственным сооружениям, начальники отделов ИССО, начальники дистанций пути и искусственных сооружений, и их заместители по искусственным сооружениям. Многие выпускники посвятили себя проектной работе, а также работе в системе Федерального агентства автодорожного транспорта.

Потребность в специалистах мостовиках в Дальневосточном регионе достаточно большая в связи с развивающейся транспортной инфраструктурой, а также работами по реконструкции железных и автомобильных  дорог. Необходимо отметить, что наши выпускники работали на  таких уникальных объектах как мосты через бухту Золотой Рог, мост на остров Русский  во Владивостоке, Кузнецовский тоннель, мост через р. Амур у    г. Хабаровска, на транспортных объектах Олимпиады в г. Сочи, работают на строительстве моста через Керченский пролив.

Кроме учебно-методической работы, специалисты кафедры занимаются научно-исследовательской работой, а также оказывают всестороннюю техническую помощь проектным институтам, подразделениям железных и автомобильных дорог, предприятиям мосто - и тоннелестроения.

Основные, сложившиеся, научные направления кафедры «Мосты, тоннели и подземные сооружения»:

  • разработка методов диагностики и оценки надежности эксплуатируемых искусственных сооружений;
  • обеспечение устойчивости искусственных сооружений, предназначенных к строительству и эксплуатации на транспортных магистралях, расположенных в районах с суровыми климатическими условиями и наличием вечной мерзлоты;
  • совершенствование конструкций ИССО и технологий их строительства в районах с суровыми климатическими условиями;
  • обеспечение надежности и долговечности зданий, сооружений и объектов транспортной инфраструктуры, имеющих в основаниях «слабые», промерзающие и вечномерзлые грунты;
  • оценка и прогноз изменений геодинамических условий породных массивов и территорий строительных объектов в Дальневосточном регионе;
  • сейсмическое районирование и сейсмическое микрорайонирование объектов инфраструктуры и строительных площадок зданий и сооружений.

Сотрудники кафедры выполняют большой объем научно-технических работ по следующим направлениям:

  • обследование и оценка технического состояния и грузоподъемности ИССО на железных и автомобильных дорогах, при необходимости, и работы по испытаниям мостов.
  • обследование и оценка технического состояния фундаментов зданий, сооружений и конструкций, проведение проверочных расчетов;
  • мониторинг напряженно-деформированного состояния высотных зданий и сооружений;
  • сейсмическое микрорайонирование объектов инфраструктуры (здания, сооружения, нефте - и газопроводы, железные и автомобильные дороги);
  • контроль качества строительных работ геофизическими методами (сейсмоакустические работы, электроразведка);
  • мониторинг и разработка мероприятий по стабилизации опасных геологических процессов.

Причем, эти работы выполняются как самостоятельно, так и в содружестве с ведущими НИИ и ВУЗами, а именно: Научно-исследовательский институт мостов, Всероссийский институт транспортного строительства, Всероссийский институт железнодорожного транспорта, Сибирский государственный университет путей сообщения и другие.

В заключение, можно отметить несколько крупных  и интересных  работ, выполненных специалистами кафедры «Мосты, тоннели и подземный сооружения» ДВГУПС:

  • с 1976 г. по 1984 г. исследовательские и научно-технические работы для проектных и строительных организаций, участвовавших в сооружении Байкало-Амурской магистрали. За эти работы, ряд сотрудников кафедры были награждены медалями  «За строительство БАМ»;
  • обследования и оценка технического состояния мостов, эксплуатирующихся  на Сахалинской, Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах с разработкой рекомендаций по режимам их эксплуатации (1984-1994 годы);
  • разработка предложений по усилению и реконструкции  мостов и тоннелей на Сахалинской железной дороге в связи  с ее реконструкцией под общероссийскую колею 1520 мм;
  • испытания пролетных строений  внеклассного моста через р. Амур у г. Хабаровска;
  • научно-техническое сопровождение строящегося Кузнецовского тоннеля на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань;
  • инженерно-геологические исследования и оценка сейсмических условий строительных площадок трасс линейных сооружений (нефте- и газопроводы, железные и автомобильные дороги);
  • научное сопровождение проектирования и строительства уникальных объектов и высотных зданий и сооружений (космодром Восточный, высотные здания в городах Дальнего Востока);
  • техническая  помощь Службе пути Дальневосточной железной дороги, ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ», ОАО «Бамтоннельстрой», ООО «Тоннельный отряд № 12», ОАО «Дальмостострой», ОАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» и другим производственным организациям в строительстве и эксплуатации  мостов и тоннелей, земляного полотна, оснований и фундаментов.
Обновлено: 27.02.2017 14:47