Приказом № 337 Начальника Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта В. И. Дмитренко от 02 августа 1960 г. была организована кафедра «Энергоснабжение железных дорог» путём выделения её из кафедры «Электрификация железных дорог» в составе Механического факультета. Создание кафедры «Энергоснабжение железных дорог» явилось прямым следствием набора студентов в учебном 1956/57 году на новую специальность «Электрический транспорт» в составе Механического факультета. Перед кафедрой были поставлены задачи улучшения организации учебного процесса в связи с возросшей ролью общественных наук, автоматики и механики и необходимостью дальнейшего повышения качества подготовки специалистов по электрификации железных дорог.
В первый год на кафедру пришли работать шесть человек. Тогда обучение велось по девяти дисциплинам.
Руководство института, прежде всего, в лице его ректора профессора В. И. Дмитренко активно поддерживало новую специальность. Много сил и энергии для организации учебного процесса было отдано деканом Механического факультета доцентом И. П. Лисиным.
Из числа студентов первого набора специальности «Электрический транспорт» было организовано три учебных группы, вначале без разделения на предполагавшиеся специальности «Электровозы» и «Электроснабжение железных дорог».
На первых курсах обучения, при освоении дисциплин общетехнического профиля занятия велись штатными преподавателями вуза. Но после специализации была организована одна группа «электровозников» и две группы «электроснабженцев», учебные планы которых были различными.
В частности, для специализации «Электроснабжение железных дорог» по ряду дисциплин общеэлектротехнического цикла и, тем более, по дисциплинам специализации квалифицированный профессорско-преподавательский состав в вузе просто отсутствовал.
С целью разрешить вставшие трудности для проведения занятий по дисциплинам общеэлектротехнического цикла приглашались:
- курс «Электрические машины» - доцент Т. И. Макаров (Московский институт инженеров железнодорожного транспорта – МИИТ);
- курс «Электронная и ионная техника» - преподаватель МИИТа В. А. Иванов;
- курс «Электрические сети и энергосистемы» - инженер А. А. Ширенин, а позднее инженер С. И. Гусев (Хабаровское отделение ГПИ «Электропроект»);
- курс «Техника высоких напряжений» - инженер М. М. Масловский – главный инженер (Хабаровское отделение ГПИ «Электропроект»).
Для проведения занятий по специальным дисциплинам и помощи в организации дипломного проектирования приглашались:
- курс «Электроснабжение электрических железных дорог» - доцент М. Е. Крестьянов (МИИТ) и позднее доцент А. Н. Заварнакин (МИИТ);
- курс «Контактная сеть» - аспирант В. А. Бессонов (МИИТ).
В последующие годы приглашались для обмена опытом в организации изучения отдельных курсов профессор С. Д. Волобринский (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта – ЛИИЖТ), профессор К. Г. Марквардт, профессор В. А. Пупынин, профессор Р. Р. Мамошин (МИИТ), профессор В. П. Михеев (Омский институт инженеров железнодорожного транспорта – ОмИИЖТ).
Первым заведующим кафедрой в 1960 году был назначен Фоков Константин Иванович. Под его руководством и при непосредственном участии был создан учебный коллектив, шесть лабораторий и методическая база, разработаны учебные курсы и организован учебный процесс по профилирующим дисциплинам специализации «Электроснабжение электрических железных дорог», что обеспечило выпуск институтом по специальности «Электрификация железных дорог», начиная с 1961 года.
С 1972 года кафедру «Энергоснабжение железных дорог» возглавил Бессонов Виктор Алексеевич. По его инициативе в 1966 году был создан первый в крае студенческий строительный отряд «Энергия», который принимал участие в электрификации участка Хабаровск – Архара. Студенческий строительный отряд «Энергия» за 11 лет построил более 500 км линий электропередачи. В 1972-1973 гг. этот отряд выполнил треть объёма строительно-монтажных работ троллейбусной линии в г. Хабаровске.
Фоков К.И. | Бессонов В.А | Балабанов В.Н | Дынькин Б.Е |
С сентября 1977 года обязанности заведующего кафедрой «Энергоснабжение железных дорог» выполняет Балабанов Владимир Николаевич. Руководя кафедрой, вывел её в число лучших подразделений ХабИИЖТа практически по всем показателям деятельности, значительно возросла научно-материальная база кафедры. Под его руководством и непосредственным участием выполнен ряд исследований по проблеме Высшей школы: разработка новых сбалансированных учебных планов по специальности «Электроснабжение железнодорожного транспорта»; создание специализированных курсов с методическим обеспечением; широкое привлечение студентов к работе в научных исследованиях; разработка дипломных проектов по заявкам предприятий-заказчиков. По инициативе Балабанова В. Н. кафедра переименована в кафедру «Электроснабжение транспорта».
В 1993 году заведующим кафедрой «Элек-троснабжение транспорта» был избран Дынькин Борис Евгеньевич. Одновременно в 1993 году был избран деканом Департамента электроэнергетики.
Дынькин Б. Е. на высоком научно-педагоги-ческом уровне ведёт все виды занятий у студентов электроэнергетических специальностей и в Институте повышения квалификации, занимается учебно-ме-тодической работой. Как заведующий кафедрой активно работал над развитием материально-технической базы кафедры, руководил научно-исследовательской работой, подготовкой и переподготовкой специалистов для энергетических предприятий региона и железных дорог.
Под руководством Б. Е. Дынькина, дополнительно к традиционной для вуза специальности «Электроснабжение железных дорог», с 1994 года организована подготовка специалистов по пяти специальностям элек-троэнергетического профиля, а также подготовка бакалавров и магистров по направлениям электроэнергетика и электротехника, электромеханика и электротехнологии, по которым ведётся обучение для предприятий энергетического профиля Дальнего Востока и железных дорог региона.
В 2007 году Дынькин Б. Е. был избран ректором ДВГУПС.
В октябре 2009 года заведующим кафедрой «Электроснабжение транспорта» избран доктор технических наук, профессор Ли Валерий Николаевич. С 2014 года кафедра переименована «Системы электроснабжения».
Валерий Николаевич Ли является ведущим преподавателем и научным работником в области повышения надёжности и эффективности работы устройств контактной сети электрифицированных железных дорог. По этому профилю по его инициативе и непосредственном участии существенно обновлены учебно-лабораторная и научно-исследовательская базы кафедры. Ли В. Н. осуществляет руководство лабораторией неразрушающего контроля.
Ли В. Н |
Игнатенко И.В. |
В январе 2015 года заведующим кафедрой «Системы электроснабжения» избран кандидат технических наук, доцент Игнатенко Иван Владимирович.
Иван Владимирович Игнатенко является ведущим преподавателем и научным работником в области энергосбережения и повышения энергоэффективности железнодорожного транспорта и промышленных предприятий. Игнатенко И.В. осуществляет руководство лабораторией «Системы электроснабжения».