Электрификация всегда была основой коренной реконструкции железнодорожного транспорта. Историческое значение для нашей страны имело принятое в 1956 г. Постановление Правительства «О генеральном плане электрификации железных дорог», объявленное для руководства и неуклонного исполнения приказом министра путей сообщения СССР №011Ц от 16 февраля 1956 г.
До 1956г. подготовка инженеров-электрификаторов осуществлялась в Москве (МИИТе), в Ленинграде (ЛИИЖТе) и в Омске (ОмИИТе). После принятия Генерального плана электрификации железных дорог на 1956-1970гг. резко возросла потребность в инженерных кадрах, поэтому подготовка их была организована еще в трех институтах: Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (УрЭМИИТе), Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТе) и Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТе).
В конце 50-х годов прошлого столетия руководство Дальневосточной железной дороги при активной поддержке «Дальэнерго» направило в МПС и Правительство страны предложение об электрификации пригородного движения во Владивостокском узле, а затем и всего Владивостокского отделения дороги, что стимулировало бы развитие экономики Дальневосточного региона. В 1956 г. на Дальневосточной железной дороге были образованы Хабаровский, Уссурийский, Владивостокский, Комсомольский, Облученский (в 1959 г.) энергоучастки.
В том же 1956 г. в ХабИИЖТе было положено начало подготовке специалистов с высшим образованием по электрической тяге. Профилирующими в подготовке специалистов стали: созданная в 1958 г. кафедра «Электроподвижной состав» (первый заведующий Иван Петрович Лисин) и созданная в 1960 г. кафедра «Энергоснабжение электрических железных дорог» (первый заведующий Константин Иванович Фоков).
"Энергоснабжение электрических железных дорог"
В 1960 г. состоялся первый выпуск инженеров-электромехаников, основная часть которых была направлена на электрифицированные участки Восточно-Сибирской железной дороги, на Дальневосточную магистраль.
Электрификация Дальневосточной железной дороги началась с конечного пункта Транссибирской магистрали - Владивостокского железнодорожного узла. Строительство было закончено 31 декабря 1962 г., и по 48-километровому участку проследовал первый электровоз. Перевод грузового движения на электротягу был произведен в 1963 г. на участке Уссурийск-Владивосток с вводом в эксплуатацию участка электрификации Уссурийск-Надеждинская. Кафедры ХабИИЖТа, непосредственно связанные с подготовкой специалистов и с научными исследованиями в области электрификации железных дорог, не могли остаться в стороне и с первых дней электрификации Дальневосточной железной дороги приняли участие в работе по внедрению электрической тяги и разработке мероприятий по обеспечению надежной работы электроподвижного состава и системы электроснабжения. Большую методическую и практическую помощь при подготовке кадров для первого электрифицированного участка Дальневосточной железной дороги оказывал доцент кафедры «Энергоснабжение электрических железных дорог» В. А. Бессонов. В подразделениях данного участка им были прочитаны лекции по вопросам надежности эксплуатации, электромагнитного влияния на линии связи и автоблокировки, электробезопасности.
Осенью 1964 г. по инициативе декана Механического факультета ХабИИЖТа В. А. Бессонова было подготовлено и направлено в МПС предложение по организации в ХабИИЖТе факультета «Электрификация железных дорог». Ответом стало Распоряжение заместителя министра путей сообщения СССР Матвейцева №Е-28891 от 26.11.64. «О разделении механического факультета ХабИИЖТа». Во исполнение данного распоряжения 14 января 1965 г. ректором Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Валентином Иосифовичем Дмитренко был подписан приказ №12 об организации факультета «Электрификация железных дорог».
Перед новым факультетом ставилась задача улучшения качества подготовки инженеров-электромехаников по специальностям «Электроподвижной состав» и «Энергоснабжение электрических железных дорог». В состав факультета вошли четыре кафедры электротехнического профиля: «Электроподвижной состав», «Энергоснабжение электрических железных дорог», «Теоретические основы электротехники» и «Электрические машины». Первый декан факультета «Электрификация железных дорог» был избран советом механического факультета ХабИИЖТа на заседании, состоявшемся 15 января 1965 г. Им стал 34-летний доцент кафедры «Энергоснабжение электрических железных дорог», кандидат технических наук Виктор Алексеевич Бессонов.
Родом из с. Пичаево Тамбовской области В. А. Бессонов в 1953 г. окончил Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ЭММИИТ), получив специальность инженера-электромеханика. После окончания института работал начальником электроцеха на электростанции Бикин ДВЖД, затем был переведен на Уфимскую железную дорогу - начальником дистанции контактной сети Демского энергоучастка.
В 1957 г. поступил в аспирантуру к доктору технических наук, профессору К. Г. Марквардту (МИИТ), занимаясь вопросами применения теории вероятностей для расчета коэффициентов несимметрии напряжений на шинах тяговых подстанций переменного тока, и успешно защитил в 1962 г. кандидатскую диссертацию. Будучи аспирантом МИИТа Виктор Алексеевич приезжал в ХабИИЖТ, оказывая помощь в налаживании учебного процесса по новой специальности «Электрификация железных дорог» - им не только читались курсы «Контактная сеть», «Хозяйство энергоснабжения электрифицированных железных дорог», «Энергоснабжение электрических железных дорог», но и проводилась большая работа по оборудованию учебных лабораторий по данным дисциплинам. В 1961 г. В. А. Бессонов окончательно переезжает из Москвы в Хабаровск для работы в ХабИИЖТе.
Преподаватели кафедры "Энергоснабжение электрических железных дорог" (слева направо) Клочков М.И., Кульмановский А.И., Бессонов В.А., Балабанов В.Н.
С середины 60-х годов прошлого столетия кафедры ХабИИЖТа «Электроподвижной состав» и «Энергоснабжение электрических железных дорог» включились в выполнение целого ряда работ по применению рекуперативного торможения и оптимизации режимов работы системы тягового электроснабжения, проводились опытные поездки на электрифицированных участках Дальневосточной железной дороги. В 1966 г. на 24-й научно-практической конференции кафедр ХабИИЖТа заведующий кафедрой «Энергоснабжение электрических железных дорог» К. И. Фоков выступил с докладом «Режим напряжения в тяговой сети при наличии на фидерной зоне электровозов переменного тока, работающих в тяговом и рекуперативном режимах». Константин Иванович одним из первых в стране защитил кандидатскую диссертацию по применению рекуперативного торможения на железных дорогах переменного тока, актуальность которой велика и сегодня. Результатом взаимодействия коллективов кафедр с сотрудниками дороги стала разработка рекомендаций по совершенствованию системы рекуперативного торможения на электровозах переменного тока, по учету электрической энергии на тяговых подстанциях, анализу показателей качества электрической энергии. В последующие годы именно на ДВЖД будут проведены две Всесоюзные конференции по обобщению опыта применения рекуперативного торможения.
Одновременно с подготовкой инженерных кадров для электрифицированных участков железных дорог руководством факультета «Электрификация железных дорог» решалась не менее важная и ответственная задача по формированию профессорско-преподавательского состава кафедр электротехнического профиля. Коллектив кафедр пополнялся в основном за счет наиболее подготовленных выпускников, научно-педагогическая квалификация которых повышалась через аспирантуру, стажировки в научных организациях и на производстве. Значительную помощь в этом оказывали родственные кафедры МИИТа, ВЗИИТа, ЛИИЖТа, ОмИИТа. При написании диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук руководство аспирантами по целевому набору для ХабИИЖТа осуществляли ведущие ученые отрасли: доктора технических наук, профессора К. Г. Марквардт, Г. Г. Марквардт, Р. И. Караев, Р. Р. Мамошин, В. Н. Пупынин, В. П. Михеев.
Качественная подготовка инженеров-электромехаников была невозможна без хорошей производственной практики. Перечислим основные объекты, куда направлялись для прохождения практики студенты факультета «Электрификация железных дорог»: Восточно-Сибирская железная дорога, Красноярская железная дорога, Западно-Сибирская железная дорога, Горьковская железная дорога, Юго-Западная железная дорога, Львовская железная дорога, Симферопольский электротехнический завод ЦЭ МПС, Новочеркасский электровозостроительный завод, Улан-Удэнский локомотиворемонтный завод, Кемеровский электромашиностроительный завод.
В 1964-1965 гг. началась подготовка к электрификации Забайкальской магистрали, давшей в последующие годы мощный толчок развитию энергетики Забайкалья и Амурской области. В 1970 г. была электрифицирована ст. Петровский Завод и организована первая на дороге дистанция контактной сети. В 1971 г. начались работы по электрификации участка Петровский Завод - Карымская Забайкальской железной дороги, сданного в эксплуатацию 1973-1974 гг. В период 1960-1976 гг. производилось подключение железнодорожных узлов к развивающимся сетям энергосистем «Читаэнерго» и «Амурэнерго». Подготовка инженеров-электрификаторов для Забайкальской железной дороги осуществлялась в первую очередь на базе факультета «Электрификация железных дорог» ХабИИЖТа.
Электрификация участков отечественных железных дорог сопровождалась электрификацией прилегающих к ним районов, становясь мощным стимулом для роста производства. Весной 1966 г. по инициативе Виктора Алексеевича Бессонова на базе факультета «Электрификация железных дорог» формируется первый на Дальнем Востоке студенческий строительный отряд «Энергия» в количестве 100 человек (командир отряда - преподаватель кафедры «Энергоснабжение электрических железных дорог» А. А. Луканин).
Отряд "Энергия" - первый шаг на пути развития
студенческого строительного движения
В тот год бойцами отряда с июля по сентябрь было проложено 50 км ЛЭП-10 кВ и электрифицировано 4 села в Еврейской автономной области. Отметим, что за 1972-1973 годы отрядом «Энергия» была выполнена треть объема всех строительно-монтажных работ первой троллейбусной линии в г. Хабаровске. В 1976 г. студенческими строительными отрядами «Энергия» (под руководством А. И. Кульмановского, В. В. Кравчука, И. А. Хорошилова и В. И. Ворсова) были проложены все кабели автоблокировки по станциям Комсомольского отделения и ст. Спасск-Дальний. В марте 1977 г. В. А. Бессонов был назначен проректором по научной работе ХабИИЖТа. Деканом факультета «Электрификация железных дорог» становится кандидат технических наук, доцент кафедры «Энергоснабжение электрических железных дорог», выпускник ХабИИЖТа 1963 г. Алексей Иванович Кульмановский.
Алексей Иванович Кульмановский - декан факультета ЭлЖД с 1977 по 1990
Во второй половине 70-х годов прошлого столетия продолжается электрификация участков Дальневосточной железной дороги. Так, с 1977 по 1979 гг. велась электрификация участка Дальневосточной железной дороги Хабаровск-Бира протяженностью 236 км, а затем участка Архара-Бира, которая завершилась полной электрификацией участка Архара-Хабаровск в 1981г. Ещё в пусковой период участка Хабаровск-Бира на первый план вышли вопросы подключения тяговых подстанций к системе внешнего электроснабжения, решением которых занимались сотрудники кафедры «Энергоснабжение электрических железных дорог». В электрификации участка Хабаровск-Архара принимали участие и бойцы ССО «Энергия». Конец 70-х годов и 80-е годы прошлого столетия для кафедр факультета «Электрификация железных дорог» - это время усиленного развития лабораторной и материально-технической базы. Именно в те годы под руководством и при непосредственном участии А. И. Кульмановского создается уникальная лаборатория «Техника высоких напряжений» с установками по испытанию изоляции импульсными напряжениями (Г.И.Н. 250-500 кВ), по испытанию изоляционных конструкций в загрязненных и увлажненных атмосферных условиях.
Крепнут связи с ведущими центральными вузами железнодорожной отрасли: продолжается подготовка кандидатов технических наук, проходит преддипломная практика студентов, ведется руководство дипломным проектированием, привлекается профессорско-преподавательский состав кафедр центральных вузов в качестве председателей Государственных аттестационных комиссий при защите дипломных проектов.
"Энергоснабжение электрических железных дорог"
Кроме того, под руководством декана факультета А.И. Кульмановского продолжается участие студенческого строительного отряда «Энергия» в электрификации сел Бикинского, Вяземского, Николаевского районов Хабаровского края, о. Сахалин. Отрядом построены сотни километров ЛЭП 10, 35, 220 кВ. Участвует ССО «Энергия» и в строительстве ЛЭП-500 Хабаровск-Комсомольск, Зейской ГЭС-Хабаровск.
В должности декана факультета «Электрификация железных дорог» А. И. Кульмановский проработал с 1977 по 1988гг. В дальнейшем, за заслуги в области энергетики и многолетний добросовестный труд Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено почетное звание «Заслуженный энергетик Российской Федерации».
В конце 80-х годов прошлого столетия в вузе идет реструктуризация и в 1988 г. факультет «Электрификация железных дорог», в состав которого теперь стала входить кафедра «Тепловозы», переименовывается в «Электромеханический». Деканом факультета остается А. И. Кульмановский. В конце 1990 года Алексей Иванович начинает работать в должности декана факультета «Повышения квалификации» и в начале 1991 г. деканом «Электромеханического» факультета становится кандидат технических наук, доцент кафедры «Энергоснабжение электрических железных дорог» Николай Потапович Григорьев - выпускник ХабИИЖТа 1977 г., учился в целевой аспирантуре ВЗИИТа (ныне - РГОТУПС), занимаясь разработкой методов снижения транзита мощности по тяговой сети переменного тока.
декан Электромеханического факультета с 1991 по 1993 годы
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей железных дорог и энергетических предприятий Восточного региона Российской Федерации в квалифицированных кадрах с высшим образованием по направлению «Электроэнергетика» и специальности «Электроснабжение железнодорожного транспорта» в июле 1993 года в Дальневосточной Государственной академии путей сообщения создается новое структурное учебно-научное подразделение - департамент образовательно-профессиональной программы «Электроэнергетика». Одна из основных задач данного подразделения заключалась в повышении квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта, других государственных и частных предприятий по дисциплинам, циклам и курсам электроэнергетического направления. В состав департамента вошли кафедры «Электроснабжение транспорта» (прежнее название - «Энергоснабжение электрических железных дорог»), «Теоретические основы электротехники» и «Электрические машины». Директором департамента «Электроэнергетика» был назначен заведующий кафедрой «Электроснабжение транспорта», кандидат технических наук, профессор Борис Евгеньевич Дынькин.
директор Департамента электроэнергетики с 1993 по 2000 годы
Б. Е. Дынькин, получив в 1971 г. диплом инженера путей сообщения, после окончания ХабИИЖТа начал работать преподавателем кафедры «Энергоснабжение электрических железных дорог». Затем обучался в аспирантуре МИИТа, успешно защитив кандидатскую диссертацию. Являлся научным руководителем первых аспирантов на кафедре «Электроснабжение транспорта» ХабИИЖТа. Занимался изобретательской работой, причем все изобретения получали внедрение на производстве. Руководил рядом научно-исследовательских работ, выполняемых по планам ЦЭ МПС, Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской и Байкало-Амурской железных дорог. Уже в те годы характеризовался как один из ведущих специалистов Дальневосточного региона в области повышения надежности систем тягового электроснабжения, оборудования тяговых подстанций, систем защиты и автоматики электроэнергетических систем.
Во второй половине 90-х годов прошлого столетия под руководством директора департамента электроэнергетики Б. Е. Дынькина на кафедре «Электроснабжение транспорта» были разработаны учебные планы и подготовлены документы для получения лицензии МОПО на открытие в нашем вузе трех новых специальностей: «Электрические станции», «Электроэнергетические системы и сети», «Автоматическое управление электроэнергетическими системами». Подготовлен и реализован генеральный договор с ОАО Хабаровскэнерго о целевой подготовке специалистов и в 1997 г., впервые в Хабаровском крае и в системе МПС, был организован прием абитуриентов на первый курс по трем названным специальностям. Создан научно-технический совет департамента электроэнергетики, в составе которого - руководители энергетических предприятий дорог региона и предприятий энергосистемы Хабаровского края. Получена лицензия «Северовостокгосэнергонадзора» на производство различного вида работ и свидетельство на единственную в Восточном регионе России «Испытательную лабораторию по контролю качества электроэнергии Дальневосточного государственного университета путей сообщения».
В 1994 г. вводом в эксплуатацию участка Зилово-Ксеньевская была завершена электрификация главного хода Забайкальской железной дороги и Транссибирской магистрали до Хабаровска. Одной из основных для ЗабЖД стала проблема устойчивости опор контактной сети в грунте, обусловленная сложными климатическими и гидрогеологическими условиями. Одновременно с подготовкой инженеров-электромехаников для ЗабЖД на кафедре «Электроснабжение транспорта» под руководством кандидата технических наук, доцента В. Н. Ли во второй половине 90-х годов было организовано комплексное обследование опорного хозяйства Забайкальской железной дороги, разработаны рекомендации по диагностике опор контактной сети.
Для обеспечения пропускной и провозной способности в направлениях к морским портам и пограничным переходам Приморского края с 1990г. началась электрификация участка Дальневосточной железной дороги Хабаровск - Бикин - Уссурийск. Характерной особенностью этого периода явилось участие специалистов ДВГУПСа в решении вопросов электрификации еще на стадии проектирования. Кафедрой «Электроснабжение транспорта» совместно со специалистами дороги и организации «Дальгипротранс» решались задачи увеличения расстояния между тяговыми подстанциями, применения экранирующих проводов и обеспечения качества электроэнергии. Выработаны рекомендации по размещению подпитывающих подстанций. Решались проблемы устойчивой работы системы тягового электроснабжения при повреждениях в линиях внешнего электроснабжения, вызванных особенностями выполнения линий 220 кВ на электрифицируемом участке и наличием стыка между энергосистемами Хабаровского и Приморского краев.
Конец 90-х годов прошлого столетия - это время творческого поиска и формирования новых научных направлений в деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр департамента электроэнергетики. Открыта аспирантура по специальности 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация». Событием первостепенного значения стала успешная защита в МГУПСе (ранее - МИИТ) заведующим кафедрой «Электроснабжение транспорта» Б. Е. Дынькиным в конце 1999 года диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
Весной 2000 г. по инициативе Б. Е. Дынькина возобновляется деятельность студенческого линейного отрядного движения - на базе студентов 3-4 курсов департамента электроэнергетики создается отряд «Энергия-2000». С июня 2000 г. отрядом выполняются работы по возведению межсистемной подстанции Чугуевка 500/220/10 кВ в Приморском крае (командир отряда - преподаватель кафедры «Электроснабжение транспорта» П. С. Пинчуков). Руководство деятельностью отряда осуществляло предприятие Дальэлектросетьстрой.
В июле 2000 г. доктор технических наук, профессор Б. Е. Дынькин назначается проректором университета по учебной работе. Директором департамента «Электроэнергетика» избирается кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение транспорта» Петухова Светлана Юрьевна.
директор Департамента электроэнергетики с 2000 по 2006 годы
Знаковым событием начала XXI века стала электрификация участков полигона Бикин-Уссурийск Дальневосточной железной дороги, завершившая в декабре 2002 г. электрификацию самой протяженной Транссибирской магистрали: в 2000 г. участка Бикин-Губерово (83 км), в 2001 г. участка Свиягино-Сибирцево (95 км), в 2002 г. участков Ружино-Свиягино (83 км) и Губерово-Ружино (92 км). Учитывая актуальность проблемы именно в этот период времени под научным руководством профессора В. Н. Балабанова аспирантом кафедры «Электроснабжение транспорта» С. И. Макашевой была подготовлена и успешно защищена в июне 2002г. кандидатская диссертация (ведущее предприятие - Дальневосточная железная дорога), в которой рассматривалось влияние рекуперативного торможения на качество электроэнергии и эффективность работы системы тягового электроснабжения. При разработке проекта электрификации полигона Бикин-Сибирцево ОАО «Дальгипротранс» использовалась предложенная в данной диссертации методика прогнозирования показателей качества электроэнергии. В феврале 2004 г. в диссертационном Совете ДВГУПСа состоялась защита еще одной кандидатской диссертации, подготовленной на кафедре «Электроснабжение транспорта» (автор - П.С. Пинчуков, научный руководитель - д. т. н., профессор Б. Е. Дынькин). В диссертации были даны рекомендации по повышению надежности работы защит систем тягового и внешнего электроснабжения, которые использовались при определении энергетических показателей системы в связи с окончанием электрификации Транссиба и переходом на весовые нормы поездов 6000 т на участках Бикин-Сибирцево Дальневосточной железной дороги.
В августе 2000 г. был сделан первый набор абитуриентов на 1-й курс дневной формы обучения по новой специальности - «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». В июне 2002 г. состоялся первый для кафедры «Электроснабжение транспорта» выпуск по трем новым специальностям направления подготовки «Электроэнергетика». В 2003 г. на базе кафедр «Теоретические основы электротехники» и «Электрические машины» была организована новая кафедра «Электротехника, электроника и электромеханика», ставшая выпускающей по специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». Заведующим кафедрой был избран доктор технических наук, профессор С. В. Власьевский.
Станислав Васильевич Власьевский -
заведующий кафедрой "Электротехника, электроника и электромеханика" с 2003 по 2010 годы.
За период с 2001 по 2005 гг. прошли государственную аттестацию все пять специальностей трех направлений («Системы обеспечения движения поездов», «Электроэнергетика», «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»), по которым на департаменте электроэнергетики до настоящего времени ведется подготовка инженеров: «Электроснабжение железных дорог», «Электроэнергетические системы и сети», «Электрические станции», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», «Электроснабжение», «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».
В октябре 2005 года Департамент электроэнергетики преобразован в учебно-научное подразделение университета - Электроэнергетический институт.
В мае 2006 года директором Электроэнергетического института назначен доцент кафедры «Электроснабжение транспорта», кандидат технических наук Пинчуков Павел Сергеевич.
В настоящее время на кафедрах Электроэнергетического института работают два доктора технических наук и двадцать кандидатов технических и физико-математических наук. Весьма обширны научные направления работы кафедр. В аспирантуре по направлениям подготовки «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» и «Электротехнические комплексы и системы», на сегодняшний день обучаются 6 аспирантов. При кафедре «Электроснабжение транспорта» действует зарегистрированная в Государственном реестре независимая «Испытательная лаборатория по качеству электроэнергии». Ряд работников профессорско-преподавательского состава Электроэнергетического института работает в МИП «Электроцентр» при ДВГУПС. Кафедры активно участвуют в проведении энергосберегающей политики в Хабаровском крае и Дальневосточном регионе.
За весь период в нашем институте подготовлено более 5500 специалистов-электроэнергетиков. Сегодня в Электроэнергетическом институте по целевым договорам на подготовку специалистов с высшим образованием учатся юноши и девушки из Хабаровского, Приморского, Забайкальского и Камчатского краев, Еврейской автономной области, республики Саха (Якутия), Амурской, Магаданской и Сахалинской областей.
Выпускники Электроэнергетического института прошлых лет занимают руководящие должности в структурах крупных энергетических компаний, таких как Магистральные электрические сети Востока –филиал ОАО «ФСК ЕЭС», Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Востока – филиал ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» – филиал ОАО «ДЭК», «Хабаровские электрические сети» – филиал ОАО «ДРСК», «Хабаровскэнергосбыт» – филиал ОАО «ДЭК», ООО «Энергоимпульс+», «ННК-энерго», ООО «Хабаровская энерготехнологическая компания» и многих других, что позволяет вузу поддерживать тесные связи с предприятиями в деле подготовки кадров и содействовать практическому обучению и трудоустройству сегодняшних выпускников.
Выпускники факультета «Электрификация железных дорог» и его достойного продолжателя – Электроэнергетического института успешно трудятся на электрифицированных железных дорогах и предприятиях энергетики от Владивостока до Москвы.
В настоящее время более 500 студентов обучаются в Электроэнергетическом институте, многие из которых являются представителями энергетических и железнодорожных династий. Это - будущее энергетики, и мы желаем им большого успеха!