Каждый из нас, садясь в поезд, хочет быть уверенным, что в пути следования с поездом ничего не случится. Безопасность движения пассажирских и грузовых поездов обеспечат выпускники специальности "Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)".
Именно они изучают системы и устройства интервального регулирования движения поездов и вопросы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. В перечень изучаемых устройств входят как простейшие из них (реле, светофоры, трансформаторы, стрелочные переводы, рельсовые цепи, транзисторы, интегральные микросхемы), так и системы управления движением на станциях, на перегонах (между станциями). На смену системам релейным идут электронные и цифровые системы телеуправления и контроля. На этой же специальности изучают устройства ДИСК, КТСМ (системы диагностики подвижного состава на ходу поезда), АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация), САУТ (система автоматического управления тормозами) и многое другое. В настоящее время внедряются автоматизированные рабочие места (АРМы), которые позволяют руководителям любого уровня вести дистанционный мониторинг состояния станционных путей, перегонных светофоров, устройств электропитания, находясь за экраном компьютера. Все эти устройства состоят из тысяч электронных элементов, объединенных вместе и решающих нужную задачу, поэтому знания электроники и вычислительной техники просто необходимы.
Ко всем этим устройствам предъявляются очень жесткие требования, так как от их надежной работы зависит безопасность движения поездов. Наряду с теорией большое внимание уделяется практическому обучению, например, строительству и монтажу устройств автоматики. В общем, это настоящая мужская профессия.
Подобные системы автоматики и управления широко используются в самых различных отраслях промышленности. Например, в системах управления станками, производственными линиями. Поэтому выпускники этой специальности находят применение своим силам и знаниям не только на железнодорожном транспорте.
Чем занимается техник на железнодорожном транспорте? Главная его задача - квалифицированное техническое обслуживание, ремонт, обеспечение надежной работы устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Есть утвержденный график технического обслуживания, в соответствии с которым техник следит за устройствами, проводит измерения и регулировку параметров устройств, вовремя их чистит, смазывает, заменяет, подтягивает крепления, меняет лампы светофоров, и т.д. Конечно, если что-то вышло из строя (в принципе этого не должно быть), он немедленно выясняет причину, находит неисправность и устраняет ее. Чем меньше неисправностей, тем лучше оценивается его работа.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по техническому обслуживанию устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
Для подготовки специалистов со столь высокими требованиями на отделении имеются специализированные лаборатории (перегонных систем автоматики, станционных систем автоматики, основ автоматики и электропитания устройств АТМ), специализированные учебные мастерские и учебный полигон с самым современным оборудованием, применяемым в настоящее время на производстве.