Газета «Гудок», №44 – 19 марта 2015 г.
У работников технических служб хозяйства автоматики и телемеханики на дорогах в последнее время вызывает беспокойство недостаточное качество подготовки специалистов в отраслевых вузах.

В настоящее время во всех сферах деятельности ОАО «РЖД», и в Дирекции инфраструктуры в частности, внедряется прогрессивная методология «Управление ресурсами и рисками на основе анализа надёжности технических средств». 

Её освоение предполагает владение определёнными знаниями в различных областях математики, в первую очередь в теории вероятности, математической статистики и регрессионном анализе. 

Но, как показывает имеющийся опыт, даже несмотря на простоту используемого в методологии УРРАН математического аппарата, освоение её на практике у большинства вчерашних выпускников железнодорожных вузов вызывает значительные сложности. Поэтому считаю необходимым повысить качество математической подготовки будущих инженеров. При этом особое внимание нужно обратить на проведение практических занятий с ними. 

Проблема в том, что количество часов, отведённых на изучение математических дисциплин в отраслевых университетах, сейчас серьёзно ограничено новыми образовательными стандартами. Однако это не упрощает возникающие перед вчерашними выпускниками производственные задачи. Наоборот, с годами они становятся всё сложнее. 

Одновременно хотелось бы обратить внимание на уровень усвоения ими теории надёжности и сопредельных с ней дисциплин. Ни один вопрос эксплуатации технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, планирования их обслуживания, ремонта и модернизации не обходится без знания хотя бы азов теории надёжности. 

Вместе с тем выпускники, к сожалению, часто показывают слабое знание как расчётных моделей, так и нормативных документов, в том числе общегосударственных стандартов. 

Наконец, хотелось бы остановиться на конструкторской и схемотехнической подготовке инженеров в железнодорожных университетах. Она также оставляет желать лучшего. 

Ведь не случайно ряды сотрудников фирм – разработчиков устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики в последние годы всё чаще пополняют инженеры-конструкторы и инженеры-системотехники из сопредельных отраслей народного хозяйства. 

Для решения указанных проблем предлагаю направлять студентов железнодорожных технических специальностей вузов на производственную практику не только в линейные предприятия ОАО «РЖД», но и в фирмы – разработчики технических средств, а также в отраслевые проектно-конструкторские бюро, в том числе в Проектно-конструкторско-технологическое бюро железнодорожной автоматики и телемеханики (ПКТБ ЦШ). 

Это поможет им быстрее овладевать навыками будущей профессии. Ну и, конечно, необходимо повысить уровень теоретической подготовки выпускников транспортных вузов, особенно в области математики. 

Борис Безродный, главный инженер ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД», д. т. н., профессор