Газета «Гудок», №172 – 29 сентября 2014 г.
Без господдержки и тесного взаимодействия с работодателями отраслевые вузы не могут готовить квалифицированных специалистов.
Проблемам транспортного образования была посвящена конференция «Консолидация усилий власти, работодателей и учебных заведений транспорта по кадровому обеспечению «Транспортной стратегии России до 2030 года», организованная на базе МИИТа. В обсуждении приняли участие ректоры транспортных вузов, работодатели и представители Госдумы, Минтранса, Минтруда. Правда, представители Минобрнауки на конференцию не приехали, хотя к ним у собравшихся было немало вопросов.
«То, что на нашей конференции не было ни одного чиновника от Министерства образования, свидетельствует об отношении его руководства к отраслевому образованию и кадровому обеспечению транспортной отрасли в частности», – заявил президент Союза транспортников России, первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов в начале встречи.
Самой животрепещущей оказалась тема государственной поддержки отрасли. Сейчас из 21 транспортного вуза только три принадлежат Министерству образования и науки. Остальные 18 высших учебных заведений лишены многих бюджетных привилегий. В частности, на их долю не выделяются средства для развития науки. А это значит, что для создания лабораторий, обучающих центров, развития дополнительных образовательных программ и стажировок – для всего этого отраслевые вузы вынуждены искать внебюджетные инвестиции.
«Федеральная целевая программа транспорта, где предусмотрено развитие системы образования, пока не работает. В то же время в целевую программу Министерства образования мы не попадаем», – отметил ректор МИИТа Борис Лёвин во время конференции.
В итоге, по словам Бориса Лёвина, на реконструкцию, капремонт и совершенствование инфраструктуры в последние годы отраслевые вузы получают десятую часть от реальных потребностей.
В качестве решения проблемы финансирования ректор МИИТа предложил наделить Минтранс правом направлять по 1–1,5% от общего объёма финансирования на модернизацию учебной базы вузов.
Вопрос взаимодействия вузов с бизнесом также волновал собравшихся. Работодатели готовы вкладывать средства в обучение будущих кадров, компенсировав тем самым недостаток бюджетных инвестиций.
«Системное взаимодействие с вузами – одно из базовых условий, которое позволяет ОАО «РЖД» обеспечивать безопасные и бесперебойные перевозки пассажиров и грузов. Существует много методов поддержки вузов. Например, для преподавателей утверждены пять грантов по 3,5 млн руб. и три премии в размере 1,5 млн руб. каждая», – сказал начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Антон Награльян.
Однако не вся отрасль может похвастаться таким взаимодействием. Из-за этого страдает учебно-материальная база. Например, серьёзный дефицит учебных судов испытывают студенты водных вузов.
Чтобы работодатели инвестировали в образование, им необходимо предложить выгодные условия. С этим согласились все участники конференции и предложили правительству законодательно отменить налоговую нагрузку на отраслевых работодателей при передаче вузам современного оборудования и образцов новой техники для использования в образовательном процессе. Замминистра транспорта Сергей Аристов эту идею одобрил.
Однако такие механизмы стимулирования не сработают, если компании не будут уверены в том, что средства, которые они вложили в образование, вернутся к ним в виде квалифицированных кадров.
«Мы по-прежнему рассматриваем целевой приём как основной инструмент гарантированной укомплектованности структурных подразделений ОАО «РЖД», – отметил Антон Награльян.
Но, по его словам, целевой приём по-прежнему отсутствует в среднем профессиональном образовании. Особенно остро проблема стоит в районах БАМа, Транссиба и Забайкальска.
Конечно, целевой приём помог бы решить много проблем как с кадровым обеспечением для компаний, так и с трудоустройством для выпускников. Но беда в том, что отрасль не очень представляет свои профессиональные запросы даже на недалёкую перспективу.
«У нас нет контрольных цифр на ближайшие годы, которые бы позволяли проводить подготовку не только среднего и высшего образования, но и в системе довузовской подготовки. Пока план потребностей есть только у РЖД», – сказал Борис Лёвин. С ним согласился и Сергей Аристов.
«Надо понимать, сколько нужно специалистов и на какой период времени. Пока я представляю только, сколько нам нужно железнодорожников. А сколько надо лётчиков – никто не знает. Мы увеличиваем набор в авиационные вузы, и только 40% выпускников при этом имеют перспективу на трудоустройство», – отметил замминистра.
На фоне кадрового дисбаланса особенно остро звучит проблема подготовки будущих специалистов. Собравшиеся в очередной раз отметили низкий уровень подготовки абитуриентов.
О том, что в этом году средний проходной балл за госэкзамен по основным предметам упал, не раз говорили не только отраслевые вузы, но и все представители системы образования.
Ещё более плачевно обстоят дела с ЕГЭ по физике, который сдают все поступающие на технические специальности. Поэтому участники встречи предложили внести дисциплину в список обязательных экзаменов.
Если раньше компенсировать пробелы в среднем образовании можно было за счёт вуза, то сейчас сокращение сроков обучения и переход на трёхлетнюю подготовку в рамках бакалавра значительно снижают профессиональный уровень будущих выпускников, о чём в своих выступлениях сказали все участники конференции.
«Транспортным вузам необходимы собственные образовательные стандарты.
И разрабатывать их нужно совместно с работодателями», – уверен Борис Лёвин.
Все предложенные решения в конце встречи были занесены в резолюцию, которую затем направили в правительство. Предполагается, что Минобрнауки ознакомится с предложениями хотя бы в письменном виде.
Александра Посыпкина