Газета «Гудок», №160 – 11 сентября 2014 г.
Ефим Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент РАН
– Ефим Иосифович, насколько важно гуманитарное образование для специалистов-технарей, в том числе железнодорожников?
– Скорее, важно не само гуманитарное образование, а гуманитарный сегмент в образовании в высшей школе.
Те или иные образовательные программы должны быть скоординированы с основным профилем вуза и выполнять две основные функции: традиционную, под которой стоит понимать воспитание гражданской позиции и культуры и развитие эрудиции.
Этому способствуют, конечно, не только гуманитарные науки, но и математика, так как она воспитывает трудолюбие, чёткость мыслей, логику, аргументацию. Помимо этого, в современном обществе необходимо давать знания о родной истории, литературе, языке и географии. Под словом «родной» я имею в виду прежде всего страну, где ведётся преподавание.
Не менее важно координировать гуманитарный сегмент с непосредственной профессией нынешнего студента. Однако понимание этого обстоятельства я не всегда наблюдаю в образовательной среде. Призывы к этому слышны, но устойчивой традиции пока не возникло.
Например, для тех, кто занимается изучением недр, просто необходимо знать регионоведение как учебный предмет, а для железнодорожников, помимо регионоведения, важно ещё знать историю и географию транспорта. Естественно, необходимо всем специалистам преподавать экологию – это же вопрос стратегического сохранения природной среды для будущих поколений.
– А как всё это вместить в учебный план?
– В том-то и сложность, что в неделе только 7 дней, а в сутках лишь 24 часа. Представители высшей школы хотят, чтобы специалист в любой области, будь то астроном, физик-ядерщик или химик-органик, знал как можно больше в своей области и сопряжённых с ней, а на это нужно время.
Во многом поэтому на гуманитарный сегмент зачастую выделяются учебные часы по остаточному принципу, а часто их и вовсе сокращают. Однако опасность заключается в том, что, если мы не будем придавать гуманитарным наукам должного значения, мы получим провал в воспитании, чреватый жуткими потерями в масштабах всего общества. Кроме того, если мы не будем связывать профиль образования с гуманитарной составляющей, то потеряем и в качестве самих работников.
В этом случае инженеры будут прокладывать пути на бумаге и не учитывать, что они пролегают через охранные экологические зоны. Словом, человек, проектирующий железную дорогу, должен знать не только правила движения поездов, но и многие другие предметы. Важно понимать, что в гуманитарной сфере будущих руководителей тоже учат нормам, имеющим огромное значение для всего общества.
Уверен, что решить эту задачу поможет интеграция гуманитарных и технических вузов по виду деятельности. Например, в таких крупных университетских и научных центрах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и других, можно реализовать сетевые проекты, чтобы студенты-железнодорожники могли изучать гуманитарные предметы не только в своём вузе, но и в соседнем – гуманитарном. И наоборот, гуманитарии могли бы получить знания о естественно-научной картине мира в соседнем инженерном вузе.
– Недавно в свет вышла книга «История железнодорожного транспорта», подготовленная сотрудниками РГГУ. Какую помощь оказали при её подготовке сотрудники транспортной отрасли?
– Они были первыми и главными экспертами на всех стадиях проекта.
Без наших коллег-железнодорожников этот проект не мог быть осуществлён. Конечно, мы со своей стороны обратились к архивам и специальным работам, у нас в университете есть специалисты по истории транспорта или кадров транспортной отрасли.
Это историки, которые всю жизнь писали о железнодорожной отрасли или об управлении железными дорогами в России, но, естественно, нам был важен взгляд профессионала-железнодорожника. Поэтому мы сверили наши архивные и научные данные с материалами профессионалов железнодорожной отрасли.
На мой взгляд, это был очень удачный пример синтеза научно-практической деятельности гуманитариев и технарей.
В ходе совместной работы наши коллеги прислушивались к некоторым нашим предложениям по освещению истории железных дорог России, Российской империи и СССР, и наоборот.
– Какие другие проекты вы готовы ещё реализовать совместно с ОАО «РЖД»?
– С нашей стороны мы предложили подготовить путеводители по маршрутам следования некоторых поездов, в частности в направлении Москва – Сочи.
Я считаю, что сейчас нужно сделать несколько путеводителей накануне чемпионата мира по футболу, так как он будет проходить в разных городах России, связь между которыми будет обеспечивать как раз ОАО «РЖД». Эти книги с интересом прочтут пассажиры поездов и узнают много нового об истории и географии нашей страны.
Беседовал Андрей Стрельцов