Газета "Гудок", №157 - 8 сентября 2014 г.
В новом учебном году отраслевые университеты вновь недосчитались бюджетных мест по так называемым непрофильным специальностям. В представлении чиновников Минобрнауки, к таковым относятся все направления вузовской подготовки, в названии и описании которых отсутствует слово «железнодорожный». Соответственно, всё, что касается рельсов, шпал и подвижного состава, – это по профилю, а экономика и логистика – нет, потому что якобы не отражают специфику вуза и отрасли.
Но железная дорога – сложный механизм, и для его чёткой, слаженной и бесперебойной работы требуется широкий круг специалистов. И все они должны разбираться в нюансах отрасли. Экономиста или юриста из стороннего вуза, претендующего на работу в компании, требуется погрузить в среду и ознакомить со спецификой. А это дополнительные время и деньги.
При этом в отрасли есть профессии, требующие глубокого специализированного образования. Взять, к примеру, специалистов в области приборостроения, метрологии или строительства. Без их работы невозможно обеспечить качественный контроль за состоянием железнодорожного полотна, металлических пролётных строений и прочего. Это серьёзная специфика. Допустить к этой деятельности человека, пусть даже закончившего соответствующий факультет в одном из федеральных вузов, примерно то же самое, что доверить проектировать ракету выпускнику-архитектору. К чему может привести недостаточная квалификация на дороге, объяснять не надо. Подготовить узкопрофильного специалиста должного уровня под силу только отраслевым вузам. Их образовательные программы изначально заточены под специфику железнодорожного транспорта, есть лабораторная база и преподаватели с практическим и научным опытом.
Но Минобрнауки год от года режет такие бюджетные места для железнодорожных университетов. К примеру, в ПГУПСе квота для строителей составляла в этом году всего 38 человек, на стандартизацию и метрологию – 10. В МИИТе для экономистов-бюджетников в прошлом учебном году было зарезервировано 98 мест, в этом – 60, а по плану 2015-го – 20. По специальности «менеджмент», куда входит в том числе логистика, эти показатели соответственно 70, 35 и 20. Пока восполнять потребности компании в этих специалистах получается за счёт платников, но на будущее такой гарантии нет.