Выгодное партнёрство

Газета «Гудок», №152, 1 сентября 2014 г.

 На пороге нового учебного года наш разговор с вице-президентом ОАО «РЖД» Дмитрием Шахановым о взаимодействии компании с университетами путей сообщения и её вкладе в развитие отраслевого инженерного образования.

– Дмитрий Сергеевич, как вы оцениваете взаимодействие компании с вузами транспорта?

– Если говорить коротко, то как конструктивное. Прошло практически 11 лет с момента создания ОАО «РЖД» и начала структурных преобразований на железнодорожном транспорте. Реорганизация сильно изменила наши представления о компетенциях работников, соответственно возросли и требования к качеству и содержанию подготовки молодых специалистов. Приоритетом для нас по-прежнему остаётся подготовка по железнодорожным специальностям высшего и среднего профессионального образования. С появлением новых стратегических ориентиров в деятельности компании мы занялись формированием системы обучения кадров для транспортно-логистического блока и высокоскоростного движения, основанной на создании программ дополнительного профессионального образования и магистерской подготовки. Работа ведётся совместно с отраслевыми вузами. Невозможно достичь нового уровня развития профессиональных компетенций работников без скоординированных системных действий РЖД, университетов и Федерального агентства железнодорожного транспорта. Каждый год мы проводим встречи руководителей компании с ректорами отраслевых вузов. На последней из них, в декабре 2013 года, было подписано новое соглашение о взаимодействии с Росжелдором. Оно соответствует нашим требованиям и отвечает современным реалиям. Вот наглядные примеры такой работы. Сегодня на базе 18 общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» работают созданные совместно с вузами центры профориентации и довузовской подготовки. В школах и школах-интернатах компании с участием вузов и техникумов организовано профильное обучение железнодорожной направленности. Совместно с МИИТом и отраслевыми вузами компания провела межрегиональную отраслевую олимпиаду для школьников по математике и физике «Паруса надежды», в которой приняли участие 6 тыс. человек. 25 учащихся школ РЖД стали её призёрами.

– Одно из основных направлений сотрудничества компании с вузами – целевая подготовка специалистов. Каковы результаты этой работы?

– Сейчас идёт «обкатка» нового механизма направления молодёжи на целевое обучение. Во-первых, изменились порядок и сроки договорной работы, усилилась ответственность сторон. Во-вторых, зачисление на программы среднего профессионального образования стало проводиться на общих основаниях, без выделения отдельной квоты на целевой приём. На ход приёмной кампании повлияло и увеличение конкуренции на бюджетные места в вузах из-за уменьшения количества выпускников-школьников на 9% и сокращения числа сдававших ЕГЭ по физике. Пока можно подвести итоги целевого приёма на очную форму по программам специалитета и бакалавриата. Учитывая все изменения, мы оцениваем их как удовлетворительные. На первый курс в вузы зачислено 3748 человек, а это 95% от заявленного ОАО «РЖД» объёма в 3940 человек. Цифры соответствуют уровню предыдущего года и потребностям компании. В ближайшее время подведём итоги по программам среднего профессионального образования. Рассчитываю, что филиалы вузов и ОАО «РЖД» также успешно выполнят установленное задание.Отдельно хочу отметить эффективную работу основных филиалов: Центральной дирекции инфраструктуры, Дирекции тяги, Центральной дирекции управления движением, Центральной станции связи, Главного вычислительного центра, а также Октябрьской, Свердловской, Западно-Сибирской и Забайкальской дорог. Все они в тесном взаимодействии с университетами путей сообщения полностью выполнили установленные плановые задания.

– Как вы считаете, позволит ли снижение баллов ЕГЭ по физике, необходимых для поступления в вузы, увеличить число сдающих этот предмет?

– Мне кажется, что снижать нельзя, так как это повлечёт за собой ухудшение базовой школьной подготовки и менее серьёзное отношение к этой дисциплине. Необходимо пересмотреть подход к изучению физики в школе. Сделать так, чтобы изучение этого предмета, а затем получение высшего технического образования было престижным.Государству здесь предстоит решить целый комплекс проблем. Среди них – повышение квалификации преподавателей и приведение объёма учебного материала и часов, выделяемых на

его освоение, в соответствие с требованиями федеральных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования.

– Каким образом студенты знакомятся с внедряемыми на производстве новыми технологиями?

– К сожалению, финансовые условия, в которых находятся сегодня университеты путей сообщения, не позволяют проводить своевременное обновление материально-технической базы. Особенно критична ситуация в филиалах – бывших техникумах. Поэтому для повышения качества подготовки студентов мы начиная с 2014 года используем технологию сетевой формы реализации образовательных программ. По сути, часть занятий, предусмотренных в учебном плане, проводится на базе учебных центров профессиональных квалификаций дорог, а также в структурных подразделениях филиалов компании. Это расширяет доступ к новым технологиям и технике, применяемым на производстве. Пока такой механизм в пилотном режиме работает на полигонах Московской, Северной, Западно-Сибирской, Северо-Кавказской и Восточно-Сибирской дорог. По результатам первого полугодия несколько тысяч студентов прошли обучение в структурных подразделениях, и мы получили положительные отзывы всех заинтересованных сторон. Думаю, что в новом учебном году мы полностью отработаем механизм взаимодействия между филиалами и вузами и распространим эту практику на всю сеть. Кроме того, на производстве начали создаваться базовые кафедры. Они позволят повысить качество практической подготовки специалистов, будут использоваться при переподготовке и повышении квалификации работников и в работе научных школ, помогут руководителям структурных подразделений компании при решении производственных задач.

– Какие перспективные тренды в сотрудничестве между ОАО «РЖД» и вузами вы бы выделили?

– В последние годы на разных уровнях обсуждаются меры по развитию инженерно-технического образования. С точки зрения компании основное внимание должно быть сфокусировано на преподавательском составе как основном инструменте создания и распространения знаний. Наравне с устаревающими материальными фондами снижение числа учёных, работающих в области железнодорожного транспорта, – одна из самых острых проблем отраслевого образования. За последнее десятилетие число подготовленных докторов наук в этой сфере сократилось практически в два раза. Чтобы переломить эту негативную тенденцию и материально стимулировать преподавателей и научных работников профильных железнодорожных кафедр, мы учредили пять грантов на развитие научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта. Размер каждого – 3,5 млн руб. В эту сумму входят персональная стипендия и премия при успешной защите работы – 2,25 млн руб. и средства на оплату различных расходов, возникающих при подготовке диссертации, – 1,25 млн руб. Гранты будут предоставляться на конкурсной основе на три года. Одно из основных условий для их получения – научное руководство не менее чем тремя аспирантами или соискателями учёной степени кандидата наук. Рассчитываем, что это будет способствовать преемственности, омоложению педагогического состава и формированию новых научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта. Помимо этого, компания учредила премию для коллективов отраслевых университетских комплексов за вклад в развитие отраслевого образования и науки. Три премии в размере 1,5 млн руб. каждая будут присуждаться ежегодно в следующих номинациях: «Внедрение инновационных подходов и педагогических методов в практику подготовки специалистов для ОАО «РЖД»; «Выполнение научно-исследовательских работ, результаты которых внесли существенный вклад в работу ОАО «РЖД»; «Особый вклад в нравственно-патриотическое воспитание молодёжи в традициях железнодорожного транспорта». Первые премии планируется выплатить уже в этом году.

– Будут ли как-то поощряться студенты?

– Нашу систему вовлечения талантливых студентов в научную и общественную работу можно назвать достаточно полной и разносторонней. Но мы не останавливаемся на достигнутом.С нового учебного года компания увеличила именную стипендию президента ОАО «РЖД» и стипендию имени А.Л. Штиглица. Теперь аспиранты – стипендиаты главы компании – будут получать 8 тыс. руб. в месяц, студенты вузов – 5 тыс. руб., а учащиеся по программам среднего профессионального образования – 3,5 тыс. руб. ежемесячно. Стипендия имени А.Л. Штиглица выросла до 5 тыс. руб. в месяц.

– Какие новые форматы работы используются для трансляции коллективам вузов стратегических задач компании?

– Наша цель – максимально сблизить представление компании как работодателя и вузов о том, чего не достаёт выпускникам при устройстве на работу. Для этого в прошлом году департамент управления персоналом совместно с Корпоративным университетом запустил уникальную программу

«ТОП-100». Это своего рода площадка для прямого диалога между руководителями холдинга и молодыми преподавателями. Здесь вырабатываются совместные решения и предложения по повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов. Идея проекта зародилась на традиционной встрече ректоров университетов с президентом компании в декабре 2012 года. Они попросили организовать мероприятие, которое помогло бы погрузить преподавателей в проблемы отрасли, чтобы они увидели ситуацию своими глазами, и на этой основе – актуализировать программы обучения. На первом этапе, в сентябре прошлого года, 100 лучших представителей отраслевых вузов вместе с экспертами холдинга, специалистами и преподавателями Корпоративного университета обсуждали, с каким багажом молодой специалист должен прийти в компанию, какой должна быть его подготовка и как расширить применение современных технологий обучения. Результаты показали жизнеспособность проекта, было принято решение проводить форум ежегодно. Второй этап программы «ТОП-100» состоится уже в сентябре. На этот раз главной темой будет Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года. Планируем также обсудить принципы сближения знаний, которые даёт вуз, с требованиями корпоративных компетенций и разрабатываемых профессиональных стандартов, а также использование в обучении деловых игр и бизнес-симуляций.

– В образовательном сообществе не утихают споры о перспективах перехода с программ специалитета на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру. По вашему мнению, эффективна ли данная схема для подготовки железнодорожников?

– Для холдинга главное – обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов для основных бизнес-блоков. В XXI веке многие железнодорожные компании США и Европы столкнулись с проблемой дефицита кадров, прежде всего инженерных. Для её решения компании и университеты уходят от унифицированной подготовки – бакалавриата – и создают профильные факультеты и программы базовой фундаментальной подготовки по соответствующим направлениям деятельности. По аналогичному пути идёт подготовка инженерных кадров для железнодорожного транспорта и в России. За пять лет учёбы с полноценной практикой будущему инженеру передаётся багаж знаний, необходимый для работы на конкретной должности. После присоединения к Болонскому процессу в стране не раз пытались отказаться от специалитета и перейти на двухуровневую систему подготовки. Но я считаю, что тот набор специальностей, по которому исторически проводится обучение, оптимален с точки зрения структуры и содержания. Укрупнение железнодорожных специальностей в 2011 году уже привело к сокращению учебного времени на изучение профильных дисциплин. Для молодых специалистов на железнодорожном предприятии это недопустимо, поэтому после трудоустройства им требуется дополнительная подготовка. Преобразования, касающиеся подготовки специалистов для железнодорожного транспорта, должны проходить вдумчиво и с учётом конкретных требований работодателя.

– Дмитрий Сергеевич, что бы вы пожелали учащимся и коллективам вузов на пороге нового учебного года?

– Как утверждал известный психолог Лев Семёнович Выготский, образование ведёт за собой развитие общества. Университет – уникальное место, где не только создают и распространяют знания, здесь у молодёжи формируются гражданская позиция и система взглядов. Желаю преподавателям – заинтересованных студентов, а студентам – уважать и ценить своих наставников, открывающих перед ними двери в новый мир. И, конечно, всем работникам учебных заведений, в том числе и негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД», – здоровья, творческих успехов и побед.

Беседовала Светлана Коваль