В ногу со временем

Газета «Гудок»,  № 164 (25363) 16.09.2013
В Корпоративном университете стартовала программа профессионального развития преподавателей и руководителей отраслевых вузов
В течение прошлой недели около 100 лучших представителей университетов путей сообщения вместе с экспертами холдинга «РЖД», специалистами и преподавателями Корпоративного университета ОАО «РЖД» погружались в стоящие перед отраслью задачи и проблемы.

В том, что конкурентоспособность компании напрямую зависит от качества подготовки персонала, сегодня не сомневается никто – вопрос в том, чему и как именно следует учить будущих сотрудников холдинга. «Идея проекта «ТОП-100» принадлежала ректорам наших университетов, – рассказал вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. – Они попросили организовать мероприятие, которое помогло бы погрузить педагогов в проблемы отрасли, чтобы они знали их не только теоретически, но и смогли увидеть ситуацию собственными глазами».
По словам Дмитрия Шаханова, ежегодно в компанию приходят около 8 тыс. выпускников, 5 тыс. из которых – по целевому набору. Однако в последние годы возникла тенденция, когда молодые специалисты, устроившиеся на рабочие должности, не хотят повышать свои позиции. «Это заставило нас задуматься. Мы живём в эпоху перемен, реформа железнодорожного транспорта вступила в третью стадию, фактически создан вертикально интегрированный холдинг. Это требует другого отношения к работе со стороны нашего персонала. Поэтому целью «ТОП-100» является максимальное сближение позиций работодателя и представителей высших учебных заведений, чтобы обе стороны понимали, чего недостаёт выпускникам, когда они приходят работать в компанию», – отметил Дмитрий Шаханов.
Участники проекта обсуждали проблемные вопросы, связанные с подготовкой руководителей и специалистов для холдинга РЖД, требованиями к будущим работникам компании, принципами формирования клиентоориентированной среды, а также изучали все тонкости бизнеса посредством «круглых столов», дискуссий. В формате семинаров, тренингов и бизнес-симуляций преподаватели знакомились с современными методами обучения, практикуемыми Корпоративным университетом ОАО «РЖД». Кроме того, участники посетили инновационные объекты ОАО «РЖД», в том числе комплекс станции Бекасово-сортировочное, Центр управления перевозками Центральной дирекции управления движением и другие, чтобы понять, как меняется отрасль. «Это скорее не обучение, а погружение в компанию: чтобы обучать под запросы бизнеса, нужно понимать, что в этом бизнесе происходит, – говорит директор Корпоративного университета ОАО «РЖД» Николай Стеблянский. – В каждом вузе есть лучшие практики, их надо тиражировать. Обучение должно отвечать требованиям завтрашнего дня. В условиях тенденции сокращения числа вузов мы должны повышать их конкурентоспособность. А сделать это можно только тогда, когда мы будем обучать студентов под задачи бизнеса».
Преподаватели озадачены проблемой не меньше работодателя. Заведующий кафедрой «Автоматика и телемеханика» ИрГУПСа Андрей Пультяков отмечает, что ему важно понять, насколько пути передачи знаний студентам совпадают с целями компании – чтобы можно было скорректировать свои программы и методы преподавания. «Молодёжь устраивается на рабочие профессии и не стремится к развитию. Это очень большая проблема сейчас. Целевой набор, конечно, нужен, но конкурс на эти места должен быть существенно выше. Да и взаимодействие с дорогами происходит в техническом плане, но не в управленческом», – говорит начальник отдела электронного обучения ИрГУПСа Сергей Куценко.
Начальник учебно-методического управления СамГУПСа Андрей Булатов отмечает ещё одну проблему: почтенный возраст профессорско-преподавательского состава. «Динамичность знаний должны обеспечивать молодые кадры», – считает он.
По итогам проекта руководство Корпоративного университета пришло к однозначному выводу: мероприятие будет иметь продолжение. «Конечно, выделенного времени мало. Удалось лишь чётко сформулировать проблемы и наметить пути их решения. Но в конечном результате мы придём к тому, что вузы будут готовить специалистов, в полной мере соответствующих требованиям компании», – уверен заместитель директора Корпоративного университета Андрей Шобанов. В частности, необходимо создать сообщества преподавателей вузов и экспертов компании, чтобы появилась возможность сформулировать актуальные требования к выпускникам. Кроме того, отраслевым университетам нужны дополнительные площадки для общения и обмена опытом. «Мы предложили разработать расширенную программу обучения для педагогов, – говорит доцент кафедры «Экономика транспорта» СГУПСа Маргарита Рассказова. – В целом мы поняли, чего от нас хочет компания, РЖД услышали нас. Но обе стороны едины во мнении: если мы возьмём выпускника другого вуза применительно к железной дороге, эффективность на рабочих местах будет не та. Поэтому отраслевые университеты должны идти в ногу со временем».

Наталья Савельева