Газета "Гудок", выпуск № 79 (25278) 15.05.2013
Заработок преподавателей вузов будет в два раза выше среднего по регионам

Министерство образования и науки собирается повысить оклады преподавателям высшей школы уже к 1 сентября этого года.

На повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава на 2013–2015 годы выделены немалые средства: 24 млрд, 38 млрд и 62 млрд руб. соответственно. Однако, по словам главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, сегодня зачастую штаты вузов раздуты – в среднем речь идёт о превышении установленных нормативов на треть, в некоторых учебных заведениях «перебор» преподавателей составляет все 50%. Соотношение количества педагогов и студентов определяется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Программы экономии государственных средств» от 1998 года. Согласно документу, на одного преподавателя должно

приходиться десять учащихся. На практике для разных вузов и разных специальностей нормативы устанавливаются свои, в том числе в зависимости от сложности преподаваемых дисциплин, в среднем это соотношение сегодня составляет 1:9,4. По утверждённому в конце прошлого года правительством страны плану развития образования, к 2018 году соотношение должно составить 1:12. «Необходимо провести до начала нового учебного года достаточно серьёзные изменения в кадровой системе учебных заведений. Все государственные вузы должны перейти на новую систему окладов, которые будут серьёзно повышены», – сказал Дмитрий Ливанов.

Повышение доходов педагогов заметно уже сейчас. За 2012 год, по данным министерства, в 75 регионах страны заработная плата работников высшего образования была доведена до средней по региону. В этом году зарплата доцента во всех вузах составит до 110% от средней по региону. Повышение оклада в последующие годы доведёт её до 200%.

«Естественно, нам нужно переходить на то, что называется эффективным контрактом, чтобы зарплата преподавателя зависела от качества его работы, – отмечает директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. – Но переход должен быть последовательным, людей нужно хотя бы предупредить о существенном изменении условий их труда».

Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев считает, что для начала необходимо понять первопричины появления больших штатов в вузах. «Нужно упорядочить классификатор специальностей, но для этого нужно знать, каковы перспективы экономического и социального развития страны», – говорит он. Очень многие педагоги работают на полставки, на четверть ставки, просто читают тот или другой курс, добавляет Ирина Абанкина. «Эти люди совмещают преподавательскую работу с наукой или бизнесом. Поэтому, действительно, в штатном расписании людей может быть довольно много», – говорит она.

Надежда Россихина