Газета «Гудок», №67 – 2013, 17 апреля 2013 г.
Минобрнауки предлагает подготовить российский рейтинг ведущих вузов мира
На национальный рейтинг мировых и российских университетов планируется потратить 25 млн руб. Как считают в министерстве, это позволит повысить конкурентоспособность отечественных вузов.
Сейчас, если российские университеты и попадают в международные рейтинги, то далеко не на лидирующие позиции.
А к 2020 году не менее пяти вузов должны входить в топ-100 ведущих мировых высших школ – такую задачу ставит Минобрнауки. И составление собственного рейтинга должно стать одной из ступеней к этой цели.
Кто будет составлять рейтинг, выяснится к концу мая. Но работа однозначно предстоит серьёзная. Нужно будет разработать методики сравнения российских и мировых вузов, формирования самого рейтинга, взаимодействия с зарубежными университетами и экспертами и так далее. Кроме того, требуется организовать международную конференцию по итогам составления рейтинга и концепцию его продвижения.
Естественным этапом создания рейтинга министерства станет мониторинг эффективности вузов, подобный тому, который уже проводился в прошлом году. Но тогда выяснилось, что он составлен не очень корректно и не учитывает специфики разных образовательных учреждений. Новый мониторинг, скорее всего, будет проведён осенью, а его результаты станут основой для анализа состояния и перспектив развития высшего образования в России. В целом, по планам чиновников, все работы должны быть выполнены до конца года.
Минобрнауки уже разработало требования к вузам, которые могут рассчитывать на господдержку для повышения своей конкурентоспособности. Прежде всего эти вузы должны входить хотя бы в один из международных рейтингов. Кроме того, там должны быть программы послевузовского образования, не менее 4 тыс. студентов, а средний балл абитуриентов по ЕГЭ – не ниже 64. На каждые 100 студентов должно приходиться пять аспирантов, а на 100 преподавателей – не менее пяти публикаций в изданиях, входящих в базу научного цитирования.
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию Виктор Шудегов уверен, что улучшить показатели российских вузов за счёт составления рейтинга не удастся. «Система рейтингования других стран оценивает учреждения по тем параметрам, по которым мы заведомо проигрываем, – перечисляет депутат. – Например, количество лауреатов Нобелевской премии. В Гарвардском университете 75 лауреатов Нобелевской премии, а у нас в целом в России их практически в десять раз меньше. Ещё один важный критерий – так называемое цитирование учёных университета в ведущих научных журналах. Этот показатель также опускает наши вузы вниз: у нас большинство крупных учёных работают в Академии наук, в других странах – в университетах. Я не уверен, что нужно тратить такие деньги на создание своего рейтинга мировых вузов, чтобы вписать туда российские. Нас не поймут, поднимут на смех».
Уполномоченный по правам студентов Артём Хромов считает, что, если параметры для сравнения наших вузов будут объективны и логичны, создание рейтинга расширит образовательные возможности. «Абитуриенты смогут выбирать вузы по объективным параметрам, оценивая качество образования, прозрачность деятельности вуза, трудоустройство после его окончания и так далее. На текущий момент этой информации у поступающих нет».
И.о. ректора СамГУПСа Иван Андрончев уверен, что рейтинг может быть полезен для оценки российского образования по сравнению с образованием в других странах. «У нас достаточно много положительных сторон, и мы должны о них заявить. Мы действительно отличаемся от вузов в других странах, у нас другие задачи. Мы прививаем студентам корпоративный дух, ответственность за производственные процессы. Мы готовим инженеров с полным багажом знаний и умений. Бакалавра не поставишь управлять движением поездов или за штурвал пассажирского лайнера. Это транспортная безопасность, которая напрямую зависит от уровня образования», – сказал он.
Надежда Россихина