Газета «Дальневосточная магистраль», №39 – 20 октября 2017 года.
В эти осенние дни свой юбилей отмечает один из крупнейших вузов нашего региона – Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). 80 лет – возраст славный и солидный, дающий полное право гордиться своими успехами.
Приказ народного комиссара путей сообщения об организации в Хабаровске института инженеров железнодорожного транспорта вышел 8 сентября 1937 года. Начальником строительства, а впоследствии и института (должность ректора ввели позднее) стал Тимофей Александрович Павленко. Он возглавлял ХабИИЖТ с 1938 по 1949 год.
В июне 1939 года начала работать первая приёмная экзаменационная комиссия. Абитуриенты (в основном молодые люди, направленные с железнодорожных предприятий) показали неплохой уровень знаний. Первый набор студентов составлял 106 человек.
В первые годы железнодорожный вуз состоял из трёх факультетов: паровозного, по¬стройки железных дорог, путевого хозяйства, движения и грузовой работы и механизации путевых и строительных работ. Первыми научно-педагогическими работниками стали доценты, прибывшие из Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта: И. М. Грибанов, А. С. Яковлев, М. Д. Мальцев; Московского электромеханического института транспорта: В. И. Дмитренко (в 1949 году Валентин Иосифович Дмитренко был назначен ректором ХабИИЖТа и возглавлял его 28 лет), Н. Я. Стефанов, П. Т. Бельцевич и выпускники Дальневосточного государственного университета из Владивостока: А. В. Беспалов, Г. К. Фёдоров, А. А. Тунда, С. Д. Соловьёв, Б. Н. Тюляков.
За первые три года Великой Отечественной войны в действующую армию по мобилизации и добровольно ушли 177 студентов, рабочих и служащих института, из которых 19 человек погибли на полях сражений.
29 июля 1944 года состоялся первый выпуск: из стен института вышли 84 инженера. 16 из них получили дипломы с отличием.
Подготовкой научных кадров в институте занимались всегда. А первая аспирантура здесь была открыта в сентябре 1950 года. В декабре 1951-го было организовано подготовительное отделение, которое успешно готовило абитуриентов для поступления в вуз.
В марте 1955 года на базе ХабИЖТа организовали учебно-консультативный пункт Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта. В августе был сдан в эксплуатацию главный корпус института, одна из визитных карточек Хабаровска. Это стало главным событием 1955 года.
А событием 1959 года стало внедрение электронной техники – в институте появилась первая на Дальнем Востоке электронно-вычислительная машина «Урал-2».
В мае 1963 года в ХабИИЖТе встречали редких иностранных гостей. Это была международная делегация молодёжи, которая была впечатлена, увидев какой научно-образовательный центр есть на Дальнем Востоке.
Первый студенческий строительный отряд в ХабИИЖТе (он же был первым стройотрядом в крае!) появился в апреле 1966 года. Назывался он «Энергия» и насчитывал 100 бойцов.
В 1968 году был создан факультет повышения квалификации, который до сих пор (уже в статусе института в структуре университета) имеет тесные контакты с предприятиями Дальневосточного региона.
Май 1969 года запомнился открытием спортивного комплекса ХабИИЖТа. Теперь у студентов и преподавателей появился свой Дворец спорта!
В истории «стройки века» также есть строки, записанные нашим транспортным вузом. В мае 1974 года было принято обращение ХабИИЖТа к коллективам вузов Министер¬ства путей сообщения, в котором говорилось, что каждый студент должен уже в студенческие годы участвовать в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В течение только двух лет, 1974-го и 1975-го, на строительство БАМа были направлены 110 молодых специалистов института.
В 1976 году был принят в эксплуатацию лабораторный корпус и две 9-этажные пристройки к нему. Одновременно руководство института осуществляло жилищное строительство – было построено несколько домов для преподавателей и обслуживающего персонала, а также ясли-сад.
В феврале 1977 года, после кончины В. И. Дмитренко, приказом МПС на пост ректора ХабИИЖТа был назначен Артур Григорьевич Тиличенко. На этом посту он трудился до 1988 года.
В январе 1978 года было организовано научно-творческое объединение «Дальневосточная дорога – ХабИИЖТ». В документе об организации объединения была определена организационно-правовая основа содружества, установлен порядок планирования, выполнения и внедрения работ. Нужно сказать, что связь с производством стала характерной особенностью жизни вуза в 80-е годы ХХ века. Управление Дальневосточной железной дороги и учёные ХабИИЖТа многие годы совместно решают задачи улучшения научно-технического потенциала дороги. К примеру, в апреле 1981 года на эксплуатационном факультете была разработана комплексная целевая программа совершенствования работы Хабаровского железнодорожного узла.
В ноябре 1988 года состоялось заседание расширенного Совета института, на котором впервые избирался его ректор. По результатам тайного голосования им стал Виктор Григорьевич Григоренко. На этом посту он проработал до 2007 года.
Вскоре было принято решение ректора ХабИИЖТа и начальника ДВЖД о создании на базе института с 1 сентября 1990 года Лицея для выпускников железнодорожных школ. 39 юношей, в основном дети железнодорожников, приехали в ХабИИЖТ со всех отделений Дальневосточной железной дороги.
В феврале 1992 года была проведена государственная аттестация ХабИИЖТа, по итогам которой было решено поддержать ходатайство коллектива перед МПС о придании вузу статуса Дальневосточной государственной академии путей сообщения (ДВГАПС). В марте 1993 года новый статус был официально утверждён.
В марте 1997 года приказом Министерства общего и профессионального образования РФ Дальневосточная государственная академия путей сообщения переименована в Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Сегодня университет по праву гордится своими 4 филиалами в разных городах Дальнего Востока: Южно-Сахалинске, Уссурийске, Тынде и Свободном.
В начале ХХI века ДВГУПС всё больше заявляет о себе как об одном из крупнейших научно-образовательных центров Дальнего Востока. Открываются новые специальности, налаживаются международные контакты.
В марте 2015 года ректором университета стал доктор технических наук Юрий Анатольевич Давыдов. И под его руководством главной задачей вуза остаётся кадровое сопровождение региональных магистралей, и в первую очередь Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Из года в год увеличивается число бюджетных мест. Примечательный факт: аппараты управлений и отделений железных дорог Дальнего Востока и Забайкалья на 90 % укомплектованы выпускниками ДВГУПСа.
Университет продолжает укреплять свои позиции не только в деле подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов транспорта, но и в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сегодня ДВГУПС располагает мощнейшей научно-производственной базой, которая включает проблемные научно-исследовательские лаборатории, научно-инженерные и научно-внедренческие центры, творческие коллективы кафедр, ряд сервисных подразделений и собственную издательскую базу.
80-летний юбилей – это отличный повод не только вспомнить яркие страницы прошлого, но и с оптимизмом смотреть в светлое будущее. А в том, что оно у Дальневосточного государственного университета путей сообщений будет светлым, сегодня не сомневается никто.
Справка
В ДВГУПСе по праву гордятся своими выпускниками. Среди них:
Геннадий Фадеев – министр путей сообщения РФ в 1992–1996 и 2002-2003 годах, первый президент ОАО «РЖД»;
Эдуард Поддавашкин – заместитель министра путей сообщения РФ в 1992–1998 годах;
Алексей Цыденов – заместитель министра транспорта РФ в 2012–2017 годах, с 2017 года глава республики Бурятия;
Салман Бабаев – вице-президент ОАО «РЖД» с 2011 года;
Александр Соколов – почётный гражданин Хабаровска, мэр Хабаровска с 2000 года;
Юрий Березуцкий – депутат Государственной думы РФ с 2016 года;
Михаил Заиченко – почётный гражданин Хабаровска, начальник Дальневосточной железной дороги в 2005–2015 годах;
Виктор Григоренко – почётный гражданин Хабаровска, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения в 1989–2007 годах.
Сергей Хамзин