Газета «Гудок», №165 – 20 сентября 2017 года.
Развитие системы подготовки производственного персонала и повышения авторитета рабочих специальностей в ДФО является приоритетным вопросом. Для строительства новой экономики необходим кадровый и технологический задел. Сегодня на Дальнем Востоке идёт жёсткая конкуренция за рабочую силу. Этой теме была посвящена научно-практическая конференция, прошедшая на днях во Владивостоке.

Встреча собрала представителей образовательных учреждений, выпускающих специалистов для предприятий железнодорожного транспорта, а также руководителей структурных подразделений полигона Дальневосточной магистрали. Главная цель конференции – определить пути взаимодействия.

Дальнейшая реализация программы развития Восточного полигона требует дополнительного привлечения рабочих кадров и специалистов. Большие работы планируется провести по электрификации участков Хани – Тында, Беркакит – Тында – Штурм, строительству второго пути на всём протяжении БАМа, возведению второго нового Кузнецовского тоннеля, реконструкции участка Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре – Ванино и т. д.

– Численность работников полигона дороги составляет сегодня более 55 тыс. человек, 42 тыс. из них – представители рабочих специальностей. Второй этап программы развития Восточного полигона даст дополнительную потребность в ещё 40 тыс. рабочих мест, – отметил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин на прошедшем ВЭФ. – И к этому надо готовиться заранее.

По словам заместителя начальника Дальневосточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам Валерия Тюленева, для решения стратегической задачи по обеспечению полигона квалифицированными кадрами выстроена комплексная система обучения и развития персонала всех категорий.

– В образовательном процессе задействованы Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций, отраслевые вузы и их филиалы, – отметил он. – Одним из основных источников восполнения рабочих профессий являются средние образовательные учреждения. Так, в 2017 году на полигон железной дороги распределены 325 молодых специалистов со средним профессиональным образованием. Между тем на отдалённых станциях по-прежнему ощущается дефицит трудовых ресурсов. Особенно на участках Северного широтного хода.

На ситуацию влияет демографический кризис, низкий уровень подготовки школьников, живущих в глубинке. Отсутствие развитой социальной инфраструктуры заставляет людей уезжать. Например, на станциях Беленькая, Форель, Зимовье, Таланджа, Ушман и в населённых пунктах, расположенных здесь, проживает всего 870 человек, 117 из них – железнодорожники.

– Эти станции, 5 класса, должны комплектоваться специалистами только со средним профессиональным образованием, что не представляется возможным, – говорит Валерий Тюленев. – Сегодня необходимо решить проблему отнесения специалистов из числа дежурных по станции 5 класса к категории служащих. Это позволило бы проводить их подготовку в учебных центрах и, соответственно, закрывать своевременно вакансии на труднокомплектуемых участках. В настоящий же момент в подчинении Дальневосточной дирекции управления движением находится 440 станций, из них 259 – 5 класса. Это 59 %.

Ещё один вариант, который мог бы исправить ситуацию с рабочими кадрами, – это расширение перечня профессий, которые получают студенты во время обучения в филиалах ДВГУПСа – факультетах СПО.

– Должны быть представлены не только основные, например, составитель поездов, сигналист, приёмосдатчик груза и багажа. Но и, скажем, оператор поста централизации, приёмщик поездов, дежурный стрелочного поста и т. д., – добавил Валерий Тюленев. – Тогда при устройстве на работу выпускникам техникумов не потребовалось бы проходить дополнительное обучение в ДВ УЦПК.

Наталья Борисова