Газета «Дальневосточная магистраль», №31 – 25 августа 2017 года.
Чтобы привлечь в компанию квалифицированных специалистов, нужно предоставить им возможности для карьерного роста
От кадровика зависит многое: не только подбор и формирование команды, но и способность увидеть потенциал работника. О том, как повысить мотивацию сотрудников и настроить их на профессиональное развитие, рассказала заместитель начальника Хабаровской дирекции связи по управлению персоналом и социальным вопросам Анна Шильникова.

– Анна Владимировна, что привело вас к решению работать на железной дороге?

– Я пошла по стопам родителей. Отец служил машинистом в локомотивном депо, мама – на телефонно-телеграфной станции в дистанции сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи. В посёлке Высокогорный, где мы жили, половина жителей трудилась на железнодорожном транспорте, а другая – на лесозаготовках. Кроме того, в 1990-х развивалось частное предпринимательство. Так что варианты, куда пойти работать, у меня были. Но выбор моих родителей плюс стабильная работа железнодорожных предприятий узла, своевременная выплата зарплаты, социальные гарантии привлекли и меня.

Так я устроилась в дистанцию СЦБ и связи – сначала телеграфистом, затем перевелась на должность специалиста по управлению персоналом, получила высшее профильное образование. Работать с персоналом – безумно интересно, живое общение с людьми на линии не может не нравиться.

– Как дальше складывалась ваша карьера?

– В 2006 году наше хозяйство реорганизовали, разделив на связь и СЦБ. Мне предложили занять место ведущего специалиста по управлению персоналом во вновь созданной дорожной дирекции связи. Дирекцию в 2008 году вывели из состава Дальневосточной железной дороги, перевели в состав Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД», так она стала уже Хабаровской дирекцией связи. Спустя три года в штатное расписание ввели должность заместителя начальника дирекции – начальника отдела управления персоналом и социальных вопросов. Эту должность я и заняла.

Круг задач кадровиков к тому времени значительно расширился. Помимо введения более комплексного процесса управления персоналом к нам частично перешли функции финансово-экономического блока: в настоящее время кадровый работник занимается также планированием бюджета, несёт ответственность за его исполнение. Кроме того, на нас лежит важная задача поиска и удержания квалифицированных специалистов.

– Сложно ли сегодня конкурировать на рынке труда?

– Да, непросто. К примеру, когда на Дальнем Востоке строилась трубопроводная система «Транснефти», а для её работы также необходима технологическая связь, у нас был значительный отток специалистов, особенно на производственном участке в Облучье. Мы организовали тогда встречу с представителями компании-оператора нефтепровода, долго вели переговоры, в результате достигли договорённости, чтобы наших работников не переманивали.

Похожая ситуация когда-то возникала и с ТрансТелеКомом. Мы также встречались с руководством филиала компании, объясняли, убеждали, в итоге заключили своего рода джентльменское соглашение.

В современных условиях нужно постоянно мониторить рынок труда и где-то действовать на опережение. Найти специалистов не так просто. К примеру, с прошлого года у нас в Хабаровске действует контакт-центр, работающий по аналогии с колл-центрами операторов сотовой связи. Работа выстроена так, что наш абонент вне зависимости от местонахождения может обращаться на единый для всей сети РЖД номер телефона и получать техническую поддержку. Мы таким образом оптимизировали все телефонные станции. Для контакт-центра необходим отвечающий определённым требованиям квалифицированный персонал. Людей подобрали, обучили, и контакт-центр успешно прошёл начальную стадию становления.

Конечно, для привлечения и удержания профессионалов нужно соответствовать их ожиданиям. У РЖД в этом плане всё в порядке, в компании сильный социальный пакет, который предоставляет персоналу и денежные, и нематериальные гарантии. Есть и ещё один веский аргумент. ОАО «РЖД» в отличие от многих работодателей заботится о сотрудниках не только в период их работы на компанию, но и после выхода на заслуженный отдых. Компания помогает работнику сформировать дополнительную пенсию. Пример тому – моя мама. Когда-то я её убедила вступить в корпоративную пенсионную систему, и вот она с 2008 года на пенсии. Получает две пенсии, причём корпоративная выплата для неё – большое подспорье, её выплачивает НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». Мы в нём уверены. Во-первых, это наш, железнодорожный, фонд, он и создавался специально для реализации пенсионных программ РЖД. Во-вторых, согласно заключениям независимых рейтинговых агентств, фонд имеет наивысший уровень надёжности. Это о многом говорит.

– А как, на ваш взгляд, повысить мотивацию к профессиональному росту?

– Для молодых специалистов мы разрабатываем карьерограмму. Она даёт представление о том, какой путь  должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте. А ещё внедрили такой опыт, когда подающий надежды работник временно исполняет обязанности руководителя. Скажем, он электромеханик, а мы на время отпуска старшего электромеханика даём ему возможность проявить себя в данной должности. Это реальная стажировка, у работника появляются в подчинении люди, другие обязанности, ответственность. В итоге кругозор расширяется, формируются специфические навыки, специалист выходит на новый профессиональный уровень, и он возвращается на свою должность уже с другой мотивацией – на достижение более высоких результатов. Сейчас мы близки к тому, чтобы подобную практику ввести на уровне региональных центров связи (РЦС). К примеру, специалисту из резерва главного инженера РЦС дать возможность заменить последнего на одну-две недели.

– Не секрет, что в некоторых районах Дальнего Востока неблагоприятная демографическая ситуация, насколько дирекция связи испытывает там кадровый дефицит? 

– Возьмём БАМ. На ряде станций, например Этыркэне или Тырме, у нас много работающих пенсионеров или работников предпенсионного возраста, и омолаживать кадры там просто невозможно, потому что нет молодёжи. Что делаем? Стараемся привлекать на Северный широтный ход молодых специалистов. У нас в компании есть положение о выплате подъёмных в размере 250 тысяч рублей. На эту сумму может рассчитывать молодой специалист, приезжающий на Север. Он подписывает дополнительное соглашение к трудовому договору на 5 лет, и ему выплачиваются подъёмные. А если на отдалённую станцию специалист приезжает вместе с семьёй, обеспечиваем его служебной квартирой из жилфонда компании. Дополнительно профсоюз нашей дирекции помогает таким переселенцам с приобретением мебели, бытовой техники. В этом году распространяем практику подобной помощи на другие регионы. Например, недавно молодые специалисты отправились на Сахалин на аналогичных условиях. Это северные станции островной магистрали, где также сложная ситуация с демографией.

– Молодые люди не очень охотно едут на отдалённые станции?

– Надо признать, молодёжь хочет жить в городах. Даже тем, кто приехал с линии на очное обучение в университет, как правило, после пяти лет учёбы сложно расстаться с городской жизнью. С другой стороны, реальность сурова: снимать жильё дорого, ипотека не всем доступна, и зарплату, чтобы жить комфортно в городе, нужно получать хорошую. Но сразу претендовать на высокий заработок молодому специалисту сложно: не хватает опыта, не развиты компетенции.

Поэтому при встрече с ребятами объясняю, что, работая на линии, к 30 годам они могут накопить уникальный опыт и знания и инвестировать их в свою дальнейшую карьеру. На железной дороге многие из руководителей – выходцы с линейных станций. Посмотрите, кто, к примеру, в аппарате Комсомольского РЦС. Начальник центра – со станции Вяземская, его первый заместитель – уроженец Нового Ургала. Да и я выросла, в том числе как специалист, на Высокогорной. На БАМе сделать карьеру можно гораздо быстрее, чем в большом городе, такой возможности практически лишены работники в Хабаровске, Владивостоке.

Всё это я рассказываю на встречах со студентами ДВГУПСа и железнодорожного техникума, которые раз в два месяца вместе с председателем совета молодёжи дирекции связи обязательно посещаю.

Павел Усов