Газета «Гудок», № 120– 19 июля2017 года.
Отраслевые университеты опережают ведущие вузы страны по показателю трудоустройства выпускников.
Средний процент трудоустройства всех выпускников высших учебных заведений России составляет 75%, а железнодорожных – 85,5%. Это следует из подготовленного Минобрнауки мониторинга трудоустройства выпускников вузов, которые получили диплом в 2015 году и стали работать в первый год после окончания вуза.
В ходе исследования были обработаны данные о более 1 млн 267 тыс. выпускников по итогам их трудоустройства в 2016 году, предоставленные Пенсионным фондом РФ, Рособрнадзором и образовательными организациями высшего образования. В лидеры по доле выпускников, устроившихся на работу по специальности, вышли отраслевые учебные заведения.
Так, например, в прошлом году 90% выпускников МИИТа, ПГУПСа, СамГУПСа и УрГУПСа нашли работу в ОАО «РЖД» и ДЗО. Из выпускников ДвГУПСа и ИрГУПСа устроились по специальности 85%, из ОмГУПСа, РГУПСа и СГУПСа – 80%.
«Отраслевые вузы плотно сотрудничают с работодателями. Каждый университет путей сообщения взаимодействует с региональными предприятиями. Ежегодно на распределение в вузы приезжают сотрудники кадровых служб транспортных компаний для того, чтобы отобрать себе потенциальных работников. Всё это способствует высокому показателю трудоустройства наших выпускников-железнодорожников», – пояснила проректор по связям с производством – начальник управления целевого и платного обучения РУТ (МИИТ) Любовь Васина.
В ведущих вузах, подведомственных Минздраву, уровень трудоустройства ниже. Так, например, в Первом медицинском университете им. И.М. Сеченова в прошлом году работу нашли 70% выпускников, в Российском национальном исследовательском медуниверситете им. Н.И. Пирогова – 75%. Аналогичный процент и у лучших университетов Минсельхоза: в Российском государственном аграрном университете им. К.А. Тимирязева и Санкт-Петербургском государственном аграрном университете средняя доля трудоустройства составляет 75%.
Университеты, подведомственные Минобрнауки, по этому показателю также отстают от железнодорожных. Так, например, в прошлом году трудоустроились 80% выпускников МФТИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана, 75% окончивших СПбГУ, РУДН, МФЮА, Национальный исследовательский Томский госуниверситет, РАНХиГС при Президенте РФ, 65% выпускников МГИМО. И, по словам экспертов, выпускники этих вузов далеко не всегда работают по специальности, указанной в дипломе.
Как ранее рассказал «Гудку» президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта, ректор РУТ (МИИТ) Борис Лёвин, 70% выпускников МИИТа успешно трудоустраиваются на транспорте, а среди целевиков этот показатель ещё выше – 98–99%. «Что касается внебюджетников, то есть такой показатель, как количество зарегистрированных на бирже труда выпускников вуза. У нас последние 15 лет таких фактов нет», – уточнил Борис Лёвин.
В мониторинге проанализирован и средний размер заработной платы выпускников. Так, за первый год работы она составила 27 770 руб. в месяц (на 288 руб. больше, чем у выпускников 2014 года по итогам их трудоустройства в 2015 году).
В лидеры по среднему заработку выходят выпускники МГУ и СПбГУ (49 986 руб.). Среди выпускников железнодорожных вузов больше всего получают выходцы из ПГУПСа (47 317 руб.) и МИИТа (45 541 руб.).
Если говорить о конкретных профессиях, то наиболее высокий показатель средней ежемесячной заработной платы у молодых инженеров.
В рамках исследования специалисты проанализировали карьерные траектории выпускников, поступивших в вузы в 2009 году. Оказалось, что выпускники магистратуры получают больше, чем бакалавры и специалисты, которые вышли на рынок труда на один-два года раньше.
Юлия Соловьева