Газета «Гудок»,  №116 – 13 июля 2017 года.
Сегодня ясно, что одно лишь строительство вторых путей на участке Волочаевка-2 – Советская Гавань не снимет проблем, связанных с ростом грузопотока. Нужна электрификация участка. Разговор об этом идёт давно, но только сравнительно недавно стало известно, что ОАО «РЖД» в 2018 году намеревается дать старт проектным работам по электрификации участка.

Пока вопрос стоит лишь о проектировании. А общее представление о будущем строительстве даёт публикация учёных ДВГУПСа в научном журнале «Электрификация транспорта» (2010 год, № 4). Уже тогда этот вопрос обсуждался учёными и практиками и были приведены следующие выкладки: для обеспечения объёмов запланированных перевозок на участке Волочаевка – Советская Гавань необходимо строительство 12 тяговых подстанций, 1232 км контактной сети, 26 трансформаторных пунктов, 821 км питающих линий, 30 км заходов ЛЭП 220 кВ. Такое техперевооружение участка должно обеспечить пропускную способность до 55 пар поездов и объёмы перевозок 126,5 млн тонн грузов в год.

В 2016 году новые наработки по электрификации участка обсуждались на одном из технико-технологических советов дороги, где свои варианты предлагали проектировщики «Дальгипротранса» и учёные ДВГУПСа.

Наконец, в этом году на совещании Межрегионального координационного совета Дальневосточной железной дороги в присутствии представителей бизнес-структур и общественности снова заговорили об электрификации, увязывая её с 2025 годом.

– Планируется провести электрификацию участка Волочаевка – Ванино на подходе к Ванинскому железнодорожному узлу, – докладывал депутатам города Комсомольска-на-Амуре присутствовавший на этом совещании председатель Хабаровского отделения организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Мазунин. – Строительство планируется провести в течение 5–8 лет.

Понятно, что если на железной дороге планируется что-то строить, то решение должно приниматься прежде всего в ОАО «РЖД». Есть ли оно, это решение? На этот вопрос корреспонденту во время своего визита очень дипломатично ответил вице-президент ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский:

– В ОАО «РЖД» сегодня есть понимание, что участок Комсомольск-на-Амуре – Ванино надо электрифицировать, – сказал Олег Сергеевич. – Начнётся проектирование. Но проектирование и строительство – это разные вещи.

Почему сказано так осторожно – понятно. На железной дороге не раз бывало, что изыскатели приступают к работе, а потом вдруг по различным причинам её сворачивают. Как пример: работы по проектированию железнодорожной магистрали Селихин – Мыс Лазарева в начале 90-х годов прошлого века, которые через год были приостановлены.

В нашем случае решение вопроса электрификации участка Волочаевка-2 – Советская Гавань во многом зависит от того, как будет продвигаться строительство новой ТЭЦ в Советской Гавани. Именно с запуском этой ТЭЦ должен появиться определённый резерв энергетических мощностей. Но вплоть до весны эта стройка стояла, так как её генподрядчик обанкротился и надо было искать нового. И как только его нашли, на железной дороге вновь был поднят вопрос об электрификации.

Юрий Нилов