Газета «Молодой Дальневосточник XXI век», 25 июня 2017 года.
Хабаровскому киноклубу "Библио Журфикс" исполнилось три года. Очередное заседание было посвящено просмотру ленты "Тангэ Садзэн слаб: горшок стоимостью в миллион рё".
Резкий взгляд на противника. Утробный крик и шаг навстречу. Звон жадной стали клинка, вынимаемого из ножен. Стойка. Секунда, и - взмах! Одним самураем здесь стало меньше. Катану за пояс - поверженному поклон.
Так представляют себе фильмы о японских воителях древности наша не такая уж далекая от луноликой Японии страна. О "не таком" представлении периода Эдо, весьма противоречивого в отношении истории, в нашей стране знают довольно мало людей. Познакомить с японским кинематографом на один шаг ближе решился киноклуб "Библио Журфикс" в библиотеке имени Петра .Комарова. Небольшой, оборудованный проектором зал, уютно принимал всех желающих на просмотр ленты "Тангэ Садзэн слаб: горшок стоимостью в миллион рё". В домашне теплом и приветливом окружении завсегдатаев киноклуба можно было приобщиться к этому уникальному произведению 1935 года, малоизвестного режиссера Садао Яманаки. Проведя викторину с вопросами по уже просмотренным клубом картин, ведущий - Василий Кузьмин (по совместительству преподаватель ДВГУПС), ознакомил с интересной предысторией создания фильма и литературных источников, стройной речью произнося иностранные "дзидайгэки", "никкатсу" и "Ясудзиро Одзу" совершенно без запинки.
Отмечаем: режиссер фильма был инноватором в своей стране, смело искал новые пути в творчестве, сатирически относился к самурайскому кодексу, был нелюбим цензурой. Но, к сожалению, из его кинолент уцелели лишь три, представленные западному взгляду в 2005 году на показе в Нью-Йорке.
С удовольствием не отказавшись от предложенного чая с печеньем, зрители приступили к просмотру этой потерянной, и вновь найденной уже в современности японской комедии ошибок. Легко преодолев необходимость читать субтитры и вникать в оригинальную озвучку, можно было проникнуться духом колоритной, смешной и немного грустной историей Танге Сазэна, однорукого и одноглазого ронина, втянутом в поиски того самого горшка, что за миллион рё. Как ни странно, при просмотре можно было уловить нотки советского кинематографа, с его некоторой театральностью в игре актеров и четкой постановке мизансцен.
Благодарю организаторов кинопоказа за предоставленную возможность, и с трехлетием весь "Журфикс"! Да не будет труден путь к вашей обители ни молодому ронину, ни умудренному самураю. Аригато! Сайонара.
Любовь Иванова