Газета «Дальневосточная магистраль», №20 – 9 июня 2017 года.
Наталья Бартылова, не растерявшись, оказала экстренную помощь машинисту
Дежурная по станции Красноармейский Наталья Бартылова – невысокая, миловидная, с хитринкой в глазах, с отменным чувством юмора. Она всё время улыбается и, переливчато смеясь, рассказывает о своей жизни.  Слушать её интересно и увлекательно. Лёгкий нрав, ироничное отношение к себе и окружающему миру – это дар свыше. Такой склад черт сегодня не очень распространён, ведь куда проще жаловаться на судьбу, окрашивая любую трудность в мрачные тона.

Но за внешней лёгкостью нашей героини прячется и другая её сторона, иные характерные особенности: сильная воля и умение найти выход из любой ситуации. Именно они помогли Наталье Бартыловой в одно из дежурств не растеряться в критической ситуации, применить на деле необходимые навыки и спасти жизнь машинисту.

Эту историю я узнала совершенно случайно. Станция Красноармейский, а некогда железнодорожный разъезд, всегда была местом притяжения для немногочисленных местных жителей.

– Мы тут и власть, и скорая помощь, и дом связи – сотовые телефоны в Красноармейском практически не работают, мёртвая зона, – рассказывает коллега Натальи Бартыловой, дежурная по станции Татьяна Трошкина. – И поезда частенько  останавливали, чтоб увезти больных в Партизанск, и пожары помогали тушить в ожидании, когда прибудет МЧС, и рожениц успокаивали – пятнадцать будущих мамочек точно за последние годы через наши руки прошли. А недавно вот машинисту плохо стало в пути, так Наталья быстро нашла выход из ситуации. А ведь про¬медление могло закончиться очень  плачевно.

У станции Красноармейский – серьёзная роль. Она встречает грузовые поезда, которым помогают толкачи преодолеть самый сложный перевальный участок на сети дорог, начинающийся с Новонежино. Дежурная смена, руководя процессом, должна максимально оперативно отцепить «помощников» и отправить обратно, не нарушив оборот. Поэтому любое даже незначительное происшествие влияет на обстановку, не говоря уже о серьёзном ЧП. Как, например, это было недавно...

– Одному из машинистов, его фамилия Грох (так он представился по радиосвязи), стало плохо. Резкие боли в желудке. Находясь за пультом дежурного, я интуитивно почувствовала, что ситуация серьёзная, – включается в разговор Наталья Бартылова. – Пришлось срочно искать ему замену: грузовой поезд до Находки он не довёл бы самостоятельно. С толкача пришлось машиниста перебазировать в головной «Ермак», а пустой прицепить к другому, чтобы вернуть в Новонежино. В Партизанск больного доставили проходящим составом. Он молодой – лет тридцать, наверное. Как потом врачи сказали, внезапно открылась язва желудка. И если бы мы оперативно не оказали помощь, ему это могло стоить жизни. Вообще, мы тут все на станции заточены на нестандартные ситуации. Во-первых, профессия обязывает, во-вторых, колоссальная ответственность за грузы, идущие по Транссибу к портам с интервалом в 12 минут, заставляет быть в постоянном тонусе.

...Наталья Валентиновна родилась в Партизанске. Окончила железнодорожное училище во Владивостоке. И сразу же окунулась в работу.

– Сначала дежурила на постах на участке, где расположен тоннель между станциями Анисимовка и Тигровый. Мы пропускали поезда через подземное сооружение, – рассказывает она о себе. – Потом стрелочницей перешла на Тихоокеанскую – труд тяжёлый, конечно. Отличная физическая закалка, лучше любого фитнеса. А в 1986 году меня перевели на станцию Красноармейский. С тех пор прошло уже более 30 лет. И ни разу не возникло мысли уйти. Объём работы за всё это время был разный. В тяжёлые 90-е шла речь о снятии второго пути, зато сейчас грузы идут без перерывов. Работать непросто. Но мне помогает семья. Муж – машинист маневрового тепловоза в Партизанске, дочка  работает на тяговой подстанции в ЭЧ электромехаником, сын учится в ДВГУПСе на энергетика. Часто, конечно, у нас бывают разговоры «за железную дорогу», но спорить со мной бесполезно: я – движенец, я – главнее, потому что руковожу движением! И этот бесспорный факт мои родные принимают.

Наталья Кузьмина