Газета «Дальневосточная магистраль», №14 – 28 апреля 2017 года.
В Дальневосточном государственном университете путей сообщения состоялся Молодёжный научный форум «Интеллектуальный потенциал молодёжи – Дальневосточному региону». Отдельный день трёхдневного форума посвятили аспирантам, тем, кто в ближайшие годы повлияет на развитие промышленности и транспорта. Участие в форуме приняли представители крупного бизнеса, компании, которые проявляют интерес к аспирантуре как к образованию нового уровня.

Форум ежегодный, и день аспирантуры – обязательная его часть. Начальник Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Дальневосточной железной дороги Яна Ковалева, аспирантка ДВГУПСа, в прошлом году стала победителем конкурса докладов в рамках форума. В этот раз Яна в роли гостьи. Она создала систему оповещения о сходе снежных лавин. Схожий принцип работы у новой установки, над которой она сейчас работает, – системы предупреждения размыва путей. Начинала Яна дежурным по станции Новый Ургал и не подозревала тогда, что её проекты будут тиражироваться на несколько железных дорог.

– Реальность устанавливает повышенные технические требования к железнодорожному транспорту, – резюмировал своё выступление о росте грузооборота главный инженер Дальневосточной железной дороги Сергей Рябов. – Для более эффективного функционирования нужно постоянно решать задачи, связанные с внедрением современных технологий. Это возможно только под патронажем науки и с участием молодёжи.

Аспирантура сегодня – самый современный способ обучения и развития профессионалов. ДВГУПС готовит аспирантов по 20 направлениям в области математики и механики, физики, информатики и вычислительной техники, компьютерных и информационных наук, техники и технологии строительства, электро- и теплоэнергетики, техники и технологии наземного транспорта, экологии, экономики, философии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции, истории и культурологии.

Поступить в аспирантуру можно на любое направление подготовки независимо от предыдущего образования. С 20 июня начнётся приём документов. Вступительные экзамены проводятся в июле и сентябре.

Для очной подготовки по социальным и гуманитарным направлениям срок обучении 3 года, по естественно-научному и техническому направлению – 4 года. Для тех, кто учится заочно, время обучения увеличивается на год. Чтобы поступить в аспирантуру, нужно сдать три экзамена: по специальной дисциплине (профильной), иностранному языку и философии. Всю информацию об экзаменах и новых правилах приёма университет размещает на своём сайте в разделе «Аспиранту».

– При приёме в аспирантуру большое значение придаётся индивидуальным достижениям. Учитываются заслуги в виде научных публикаций, патентов, выступлений на конференциях, участия в научных конкурсах, предметных олимпиадах, другие научные заслуги, подтверждающие желание и возможности учиться в аспирантуре. Каждое достижение оценивается в баллах, – рассказывает начальник управления аспирантуры, докторантуры и подготовки научных кадров Нина Казора. – Зачисляют аспирантов по сумме баллов, набранных по результатам экзаменов и начисленных за индивидуальные достижения. Наша цель – отобрать наиболее мотивированных и подготовленных к научной работе молодых людей. В процессе обучения аспирант самостоятельно выбирает интересное ему научное направление‚ читает литературу, проводит эксперименты, анализирует полученные данные‚ сравнивает свои результаты с уже доказанными в науке и делает выводы.

Леонид Каюда сегодня с улыбкой говорит, что пошёл в аспирантуру, потому что аспирантам полагается общежитие. Спустя некоторое время приоритеты сменились. Для него аспирантура – это возможность сменить профиль и заниматься любимым делом.

– В службе пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры я занимаюсь вопросами охраны труда. Мне интереснее строительство железных дорог. Мужчина должен созидать, строить, – признаётся он. – Тема моего исследования – георадарное исследование откосов насыпи. Это поможет предотвратить сплывы и деформации.

Учёба в аспирантуре и график железнодорожника не всегда сочетаются. Леонид рассказывает, что трудности помогает пережить интерес к проблеме, которую они решают с научным руководителем, кандидатом технических наук доцентом кафедры «Железнодорожный путь и проектирование железных дорог» Виктором Пупатенко. Исследование – это всегда выезды на место, знакомство с новыми объектами, возможность наблюдать за ходом строительства. Ради этого стоит идти в аспирантуру.

Аспирантура даёт возможность, с одной стороны, получить образование в  новой сфере деятельности, подтверждённое дипломом об её окончании, с  другой – получить учёную степень, защитив диссертацию. Оба эти сценария имеют право на жизнь. Курс подготовки аспиранта, кроме исследования, включает образовательный блок, педагогическую и исследовательскую практики. Для кандидатов всегда открыта возможность начать педагогическую карьеру. Образовательную траекторию строит сам аспирант.

Наряду с углублённым изучением выбранной научной темы, аспиранты получают универсальные знания и навыки (аналитические, управленческие, педагогические, лидерские, инструменты личной эффективности и др.). Эти навыки необходимы для карьерного роста в любой профессиональной интеллектуальной деятельности независимо от научной специализации.

На пленарном заседании молодёжного форума заместитель генерального директора по научной работе Научно-исследовательского института оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова (Москва) Олег Шулятьев отметил, что ДВГУПС в российских научных кругах всегда был лидером в вопросах строительства в сложных условиях, на пучинистых грунтах. В современном мире работа для строителей становится всё сложнее, а проекты более амбициозными. Молодым учёным и исследователям можно опираться на опыт работы предшественников и реализовывать новые проекты.

Управление аспирантуры, докторантуры и подготовки научных кадров ДВГУПС – г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, ауд. 421. Тел. 40-72-76.

Екатерина Крюкова