Газета «Тихоокеанская звезда», № 70 – 18 апреля 2017 года.
В Дальневосточном университете путей сообщения - 142 аспиранта, 58 учатся очно, остальные - заочники. Так вуз растит себе научную и педагогическую смену.
Как стать аспирантом ДВГУПС и для чего это нужно, рассказывает начальник управления аспирантуры, докторантуры и подготовки научных кадров Нина КАЗОРА.

- Аспирантура - это третий уровень высшего образования, который дает право защитить кандидатскую диссертацию и получить ученую степень, - говорит Нина Казора. - В ДВГУПС готовят аспирантов по 20 направлениям в области математики и механики, физики, информатики и вычислительной техники, компьютерных и информационных наук, техники и технологии строительства, электро- и теплоэнергетики, техники и технологии наземного транспорта, экологии, экономики, философии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции, истории и культурологии.

Для проведения своих научных исследований в распоряжении аспирантов электронная информационная система, обеспечивающая доступ к базе диссертаций по России, шесть научно-исследовательских лабораторий и научно-инженерных центров, научно-образовательный центр и бизнес-инкубатор, а также четыре малых инновационных предприятия.- Нина Федоровна, зачем вообще продолжать учиться на третьей ступени, когда, казалось бы, в кармане и так есть профессия?

- Во-первых, - это интересно, увлекательно. Во вторых, в условиях жесткой конкуренции, чтобы быть высокооплачиваемым и востребованным специалистом, надо знать и уметь больше, чем другие, понимать особенности развития современных технологий, общества, видеть перспективы развития. Это под силу человеку, который владеет навыками исследовательской работы. Аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию, ведь направление подготовки может отличаться от направления предыдущих уровней образования.

- Что нужно для поступления в аспирантуру?

 Главное - горячее желание и понимание, для чего это нужно. Поступить в аспирантуру могут люди, которые имеют диплом магистра или специалиста. Возрастных ограничений нет. Поступающий сдает три экзамена: специальная дисциплина, соответствующая направленности (профилю) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (письменно); иностранный язык (устно); философия (устно).

Как я уже сказала, не ограничено количество направлений и количество вузов, куда можно поступить. Конечно, надо при этом оценивать свои силы.

- С нового года введен новый порядок поступления в аспирантуру. Что изменилось?

- Согласно Порядку приема в аспирантуру, утвержденному Министерством образования и науки РФ, в текущем году значительная роль при зачислении в аспирантуру отводится индивидуальным достижениям поступающего. Учитываются заслуги в виде научных публикаций, патентов, выступлений на конференциях, участия в научных конкурсах, предметных олимпиадах, другие достижения, подтверждающие желание и возможности учиться в аспирантуре.

Это дает больше шансов тем, у кого есть склонность к научной работе. Ведь аспирантура - это, по большому счету, самостоятельное обучение. Его цель - научить заниматься исследовательской работой‚ читать специальную литературу, ставить эксперименты и, таким образом, возделывать свой собственный участок в избранном направлении.

Успешный итог - защита кандидатской диссертации и дальнейшая преподавательская и научная карьера в вузе.

В ДВГУПС сегодня трудятся немало молодых людей, которые выбрали аспирантуру потому, что им это интересно, важно и по душе. Кто-то уже защитился, кто-то находится в начале и на середине пути, но почти каждый говорит о том, что выбрал свой путь осознанно и не жалеет об этом.
Экспедиция нашла железо… в волосах

- Многие мои однокурсники после окончания вуза стали работать не по специальности, - говорит Алена Нестеренко. - Я же хотела остаться в профессии, поэтому выбрала аспирантуру, где это возможно. К тому же, мне очень нравится преподавать.

Алена Нестеренко - эколог, очный аспирант направления «Науки о Земле». Под руководством доктора биологических наук Екатерины Целых Алена исследует, каким образом микроэлементы из окружающей среды (продукты питания, вода) попадают в организм человека и распределяются в нем. Это важно для здоровья человека, т. к. микроэлементы могут быть полезными и вредными (например, тяжелые металлы).

- Я изучаю некоторые закономерности распределения микроэлементов в человеческом организме под влиянием окружающей среды, - говорит Алена.

Она приняла участие в научной экспедиции, которая выезжала на север края

- в села Николаевского и Охотского районов. Изучали кровь и волосы подростков коренных малочисленных народов - эвенов и нивхов, в контрольной группе были русские ребята. Исследования показали, что одних микроэлементов у человека слишком много, а других не хватает. Например, у коренных народов в организме не хватает железа и кобальта, при этом их избыток накапливается в волосах. Также не хватает у исследуемых йода и селена, в этом - особенность жителей Дальнего Востока.

Диссертация Алены включает в себя рекомендации, как правильно питаться жителям Севера, потребление каких элементов увеличить, а каких, наоборот, снизить.

Колёса стучатне от хорошей жизни

После окончания вуза Петр Егоров уехал в Якутию, где работал на железной дороге помощником машиниста. Через некоторое время он решил, что работа - хорошо, а наука лучше. Вернулся в Хабаровск и поступил в аспирантуру по направлению «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация», научный руководитель Петра - кандидат технических наук Ярослав Новачук.

- Ритмичный стук, доносящийся до нас, когда едешь в вагоне поезда, на самом деле возникает из-за удара страшной силы, который пагубно влияет на все системы тепловоза, пассажиров и груз, - объясняет часть своей научной работы Петр. - Удар происходит вследствие наезда колеса на зазор рельсового соединения. Ширина зазора меняется в течение года из-за реакции структуры металла на большие перепады температур, которые характерны для Дальнего Востока. Чем больше зазор стыка и скорость тепловоза, тем сильнее удар и, соответственно, тем выше динамические воздействия и колебания, которые испытывает тепловоз. Для уменьшения влияния этих сил на тепловозах используют специальные гасители. Большинство тепловозов, работающих на просторах Дальнего Востока, оборудованы фрикционными гасителями, их используют еще с 70-х годов. Мы предлагаем внедрить пневматические гасители колебаний, которые более надежны и лучше справляются с возникающими нагрузками. Хотим создать рабочую модель гасителя колебаний, испытать, учесть все нюансы и, возможно, внедрить на опытный тепловоз.

Понятно, что не так-то просто в наших экономических условиях заменить детали тепловозов на более новые и современные. Поэтому Петр хочет спроектировать пневматический гаситель такой конструкции, чтобы им можно было без труда заменить устаревший фрикционный.

Силовым трансформаторам продлили жизнь

В прошлом году Антон Воприков, старший преподаватель кафедры «Системы электроснабжения», получил на день рождения самый лучший подарок - предзащиту. Сама защита успешно состоялась в этом году в КнАГТУ накануне Дня науки 9 февраля.

Диссертация Антона Воприкова посвящена продлению срока эксплуатации силовых трансформаторов, которые установлены на тяговых подстанциях железных дорог переменного тока.

На Дальнем Востоке 33 тяговых подстанции (во всей России их более 1400), на каждой - по два трансформатора (один рабочий, второй - запасной). «Средний рабочий возраст» трансформатора - 25 лет.

Но в реальной жизни некоторые из них работают и по сорок лет, и даже по пятьдесят. Ведь заменять их - дело очень дорогое. Один трансформатор обходится в десятки миллионов рублей, а с учетом перевозки и установки - все две сотни миллионов. Неудивительно, ведь трансформатор - большая электрическая машина, которая весит около 100 тонн и имеет соответствующие габариты, например, его длина составляет 7 метров.

- Наша цель - уменьшить затраты и увеличить срок эксплуатации, - говорит Антон Воприков. - Мы изучили работу силовых трансформаторов и сделали вывод, что изоляция обмоток изнашивается неравномерно. Исправить это мы предложили выбором схем подключения трансформаторов. Для этого была разработана новая схема и способ подключения, система мониторинга и система автоматического выбора схем питания тяговой сети, позволяющая снижать износ изоляции обмоток. На все это получены патенты.

-- Люблю знания постигать, перерабатывать, дополнять и делиться ими, - говорит Антон Воприков. - Все это мне удается в рамках моей профессии, я преподаю профильные дисциплины, близкие к теме моего диссертационного исследования, и занимаюсь наукой.

Подготовка квалифицированных кадров для любого вуза является первостепенной задачей. Наличие института аспирантуры позволяет успешно ее решать.

Марина ЛИТВИНОВА.