Газета «Дальневосточная магистраль», № 11 – 24 марта 2017 года.
Проект «Кадры для БАМа» пригодился и на Транссибе
«Открытый урок РЖД» – новая форма взаимодействия со школьниками, которую начали использовать в профориентационной работе на Дальневосточной железной дороге. В марте уроки дали дважды: в посёлках Ленинский и Тырма.
– Встречи со школьниками станции Тырма стали продолжением проекта «Кадры для БАМа», – рассказывает начальник сектора реализации молодёжной политики Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Александра Ленченкова. – В посёлке, кроме как на железной дороге, работы нет. Только продавцом в магазине или своим хозяйством заниматься. Подобного формата, чтобы на профориентационных уроках можно было разговаривать, играть, дети в Тырме никогда не знали.
Сначала тренинги прошли для восьмиклассников: формат работы был более лёгкий – играли в «Железнодорожный Крокодил», соревновались в знаниях о железной дороге, смотрели ролики о профессиях. Этот опыт показал, что сегодня в компании нет фильмов о железнодорожных профессиях, которые было бы интересно смотреть школьникам. Серьёзные взрослые видео не вдохновят восьмиклассника стать машинистом.
Следующий урок провели для учеников 9–11 классов. Здесь больше говорили о саморазвитии, о том, какие качества сегодня ценят в компании. Всего в тырминской школе в открытых уроках участие приняли 50 человек. В ходе работы в Тырме выяснился интересный факт, который не мог не порадовать железнодорожников. Дети здесь не знают даже значения слова «зацепинг», тем более того, что на крыше поезда можно кататься.
Вечером состоялась общая встреча, на которую пригласили родителей. Работа проходила по трём ступеням: «Я – абитуриент», «Я – студент», «Я – молодой работник». Авторы тренинга рассказывали ребятам о том, что они могут получить на каждом из этих этапов. К сожалению, на встречу пришли только семь родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети получили бесплатное образование, и все они хотят, чтобы их ребёнок поступил в ДВГУПС.
Цель проекта «Кадры для БАМа» – найти рабочие руки на отдалённых станциях Северного широтного хода. Он успешно реализуется уже второй год. Ещё на пилотном этапе он стал победителем всероссийского конкурса профориентационных проектов «За собой» и был отмечен специальной номинацией НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в корпоративном конкурсе молодёжных проектов «Новое звено – 2016».
Развитие Дальнего Востока дало проекту новое направление работы. 21 марта авторы масштабировали его на Транссиб, на ветку Биробиджан – Ленинск. В 2018 году в эксплуатацию сдадут новый трансграничный железнодорожный мостовой переход между станциями Ленинск и Тунцзян. В этом месте построят ещё одну железнодорожную станцию, логистический парк и километры железнодорожных подъездных путей. Сегодня ветка малодеятельная, но совсем скоро по ней пойдут тонны железо¬рудного концентрата из Кимкано-Сутарского ГОКа. Чтобы магистраль справилась с объёмами, на этом небольшом участке Транссиба нужен приток новых кадров.
«Открытый урок РЖД» провели в Ленинском сельскохозяйственном техникуме, где собрались дети из всех школ района. Из шести поселений – Лазарево, Бабстово, Биджан, Дежнёво, Калинино и Ленинское – только один мальчик был из семьи железнодорожников. Остальные до урока и не знали о тех, кто трудится на магистрали. Поэтому «Путеводители абитуриента» и «Молодёжный вестник» школьники разобрали в считанные минуты.
Как отметила заместитель директора техникума по учебно-воспитательной работе Оксана Кухаренко, для ребят подобный стиль общения также в новинку и открытый урок оказался крайне интересным. Опираясь на опыт, добавила, что сегодня подростки выбирают профессию в том числе и по уровню заработной платы.
Екатерина Сергеева