Газета Дальневосточная магистраль», №7 – 3 марта 2017 года.
В школе-интернате № 30 ОАО «РЖД» в Комсомольске-на-Амуре учащиеся осваивают основы робототехники в организованном здесь школьном технопарке. Их руками уже сделаны первые модели.
Робот со встроенным гироскопом, робот на платформе и робот с манипулятором, имитирующий руку человека, – всё это представлено на стендах в кабинете, которым заведует учитель технологии Александр Сазонов.

– Чем раньше к нам в технопарк на занятия приходят дети, тем для них лучше, – говорит Александр Сазонов. – Занимаются у нас школьники, начиная с пятого класса. Но основной состав – десятиклассники. Наиболее одаренные ребята – это Иван Латушкин, Роман Говоров, Максим Баев, Влад Фирсов. Программа занятий рассчитана на три года. Полтора года у них позади. По окончании школы и трех лет занятий в технопарке они будут иметь более углубленное понимание таких дисциплин, как кинематика, механика, пневматика, электротехника и электроника.

– И не только этих дисциплин, – добавляет коллега Сазонова техник-программист Александр Шенгальц. – Роботы без программного обеспечения не работают. Поэтому для того чтобы дать им нужную программу, ребятам предстоит освоить реверс-инжиниринг программного обеспечения на мобильных и встраиваемых платформах, навыки программирования. Со временем обучение в данном направлении будет увязано с производственными процессами на железной дороге. Первая такая попытка уже есть. Ребята создают модель робота с манипулятором, который мог бы производить погрузку-выгрузку, то есть работать с вагонами.

И всё же, как занятия робототехникой помогут ребятам в будущем выбрать какую-нибудь железнодорожную специальность? Отвечая на этот вопрос, и учитель, и программист приводили общий довод, что занятия робототехникой развивают техническое мышление, что немаловажно будущему инженеру-железнодорожнику. Кроме того, более углублённые познания в механике, электротехнике, программировании позволят легче осваивать соответствующие им учебные дисциплины в ДВГУПСе, если они захотят поступить в этот вуз. А статистика явно говорит о том, что большинство воспитанников школы-интерната впоследствии вливаются в ряды железнодорожников.

Более конкретно ответил на данный вопрос ученик десятого класса Иван Латушкин:

– После занятий в технопарке мне легче усваивать такой учебный предмет, как физика, – сказал он. – Законы кинематики, механики я после занятий в технопарке понимаю лучше. То же самое это касается языков программирования. То программирование, которым приходится овладевать при конструировании роботов, помогает потом лучше решать задачи по информатике.

Юрий Нилов