Газета «Дальневосточная магистраль», №5 – 10 февраля 2017 года.
Участники и авторы профориентационных проектов рассказали, стоит ли ехать на Байкало-Амурскую магистраль.
Профориентационные проекты всё чаще подталкивают ребят не просто выбирать профессию железнодорожника, а заключать целевой договор с предприятиями Северного широтного хода. Принять решение сложно, и показать все плюсы такого выбора тоже непросто. Мы попросили обе стороны рассказать о том, как лучше проводить профориентационные мероприятия.
С Алёной (имя девочки изменено по просьбе воспитателей детского дома) мы познакомились на экскурсии на Дальневосточной детской железной дороге, которую совет молодёжи Дальневосточной дирекции инфраструктуры провёл для ребят из хабаровского детского дома № 1. Воспитатели выделяют её из всей группы – она единственная из ребят планирует идти в 11 класс. Многие её ровесники с трудом осваивают школьную программу, поэтому и выпускаются после 9 класса. Сейчас Алёна учится в 10-м, и воспитатели настоятельно рекомендуют ей после обучения в вузе отправиться покорять БАМ.
– Я пошла в 10 класс, потому что очень хочу пойти в университет, но вот в какой ещё не знаю, – признаётся она. – Класс у нас весёлый, но очень шумный – иногда не получается нормально заниматься. Люблю литературу, а самым сложным предметом считаю физику, поэтому занимаюсь с репетитором, чтобы не отставать от программы. На выбор занятия жизни у меня ещё два года, но профессия железнодорожника меня привлекла. Пока не знаю, как я смогу пригодиться в такой «железной» среде. Надеюсь, что на следующих встречах мне подробнее расскажут о профессиях и помогут сделать выбор.
Алёна одна из тех, кто задумался о выборе профессии вовремя. Ещё несколько лет назад университеты, в том числе и Дальневосточный государственный университет путей сообщения, начинали работать с абитуриентами только весной. Сегодня приходит понимание, что это слишком поздно. Фактически абитуриент определяется с выбором вуза 1 февраля – в этот день закрывается приём заявлений на сдачу единого государственного экзамена.
– Профориентация должна начинаться не в мае, а с начальных классов. Тогда у ребёнка появится чёткий план: сдаю физику, чтобы поступить на специальность, которая мне интересна, – объясняет декан факультета довузовской подготовки ДВГУПСа Наталья Дейнекина. – Моя практика показывает, что в большинстве случаев профориентация, отданная на откуп школе, сводится к монотонному перечислению специальностей и экзамену. В этом перечислении нет ответов на те вопросы, которые будут интересны ребёнку.
На железной дороге ситуация непростая, поэтому здесь выбирают стратегию «Выигрываю я – выигрываешь ты». Создают профориентационные проекты, которые интересы детям и позволяют решить кадровые проблемы магистрали. Один из них – проект «Кадры для БАМа», который занял первое место во всероссийском конкурсе профориентационных проектов «За собой».
В прошлом году 441 абитуриент смог заключить целевой договор с предприятиями ОАО «РЖД» на обучение в ДВГУПСе. В этом году квоту увеличат на восемь мест для специальностей, востребованных в Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Особое внимание уделят школьникам, проживающим на станциях Северного широтного хода. Дирекция заинтересована в новых работниках, поэтому планирует провести серию экскурсий для ребят из хабаровского детского дома.
Профориентация – это приоритетное направление целевой программы «Молодёжь ОАО «РЖД». Уже свёрстан план на 2017 год. В этой работе будут следовать принципу системности в течение всего года, а не заниматься ею от случая к случаю.
Екатерина Крюкова