Газета «Гудок», № 166 – 14 сентября 2016 года.
Комсомольск-на-Амуре вновь становится ключевым промышленным центром
В апреле 2016 года был утверждён долгосрочный план возрождения Комсомольска-на-Амуре – легендарного Города юности. Комплекс мер и точечных инвестиционных вложений, рассчитанный до 2025 года, позволит остановить активный миграционный отток и сохранить уникальный потенциал квалифицированных специалистов, уверенно удерживающих статус родного города как инженерного форпоста Дальнего Востока.

– Поэтому наша генеральная линия – восстановить статус Комсомольска-на-Амуре как современного инженерно-промышленного центра ДФО, – отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт на II Восточном экономическом форуме. – И в этом году мы уже приступили к реализации утверждённого плана развития. Прежде всего инвестиции пойдут в инфраструктуру города. К середине августа поступил первый транш из федерального центра на 63 млн рублей.

На следующий год, юбилейный для Города юности, запланировано строительство 11 объектов, включая реконструкцию инженерных сетей, электроподстанций и т. д. Половина из 33 запланированных мер будет ориентирована на развитие промышленного ядра Комсомольска-на-Амуре.

– В частности, предполагается, что по «Амурметаллу» координировать разработку плана выхода предприятия из кризиса через меры господдержки будут региональные власти, – рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов. – В данном случае возможны какие-то тарифные преференции, как это было в 2011 году: «Амурметаллу» давали льготу по железнодорожной перевозке лома, основного сырья.

Ещё один важный блок плана – это транспортная инфраструктура.

– Как можно сегодня попасть в Комсомольск-на-Амуре? Поездом, авиасообщением и по автодороге, – отмечает Артур Ниязметов. – Все три вида транспорта в плане учтены. По автомобильной трассе: рассматривается вопрос о её передаче в федеральную собственность, но сначала нужно сдать объект и провести его обследование. Второй вопрос связан с железнодорожным сообщением, и он очень спорный, а фактически – единственный, не урегулированный по комплексному плану. Мы проводили совещание в Минтрансе с участием РЖД, на нём звучали оценки требуемых капиталовложений для ускорения сообщения – это не менее 50 млрд рублей. Пока договорились об одном: в плане должен быть пункт о повышении комфортности и безопасности обслуживания пассажиров. Для этого ОАО «РЖД», например, планирует обновление парка вагонов. Вопрос же о повышении скорости сообщения требует дополнительного технико-экономического обоснования. В течение 2016–2017 годов соответствующие изыскания и расчёты будут произведены. За это время и будет разработано окончательное решение по автодороге. Тогда и можно будет понять, какой вид транспорта и как развивать.

Пока же, по мнению Артура Ниязметова, самый быстрый эффект от вложений даст именно железнодорожный транспорт.

– Это и дешевле, и с идеями развития инфраструктуры вокруг Комсомольска-на-Амуре сочетается лучше, – добавил он. – Так, в развитие горнолыжного комплекса «Холдоми» уже готовы вкладываться инвесторы. Кроме этого, в Азии очень интересуются промышленным туризмом. Базовый аэропорт есть в Хабаровске, и если удастся обеспечить «короткое плечо» к Комсомольску-на-Амуре, это даст приток туристов. Ключевое значение в создании промышленного кластера имеет использование учебного потенциала. Среди вузов, на которые будет сделана ставка, назван и ДВГУПС.