Газета «Гудок» №109 – 4 июля 2016 г.
80-летие отметил почётный железнодорожник, проработавший в хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки более сорока лет
Ежедневно Владилен Михайлович Платошечкин видит со своего балкона главную привокзальную площадь Дальневосточной железной дороги. Прислушивается к бурлящему привычными звуками вокзалу, и многое всплывает в его памяти. Кроме 15 лет в должности начальника службы сигнализации, связи и вычислительной техники, был в его трудовой биографии и крайне насыщенный период строительства автоматической блокировки электрической централизации стрелок на дороге. Тогда он, будучи заместителем начальника службы, руководил этим сложнейшим процессом.

Владилен Михайлович – коренной камчадал. И так уж вышло, что случайный взгляд на объявление в школе, предлагающее ребятам поступить в Томский институт на факультет автоматики, телемеханики и связи, привёл его на Большую землю и в профессию, которая стала судьбой.

– Учился я там с удовольствием: ещё в школе мне это направление было по душе. После окончания института меня распределили на Забайкальскую дорогу, где я начал трудовой путь с должности электромеханика, – рассказывает он.

Семь лет Владилен Михайлович проработал в Забайкалье, а на Дальневосточную поехал в должности заместителя начальника дистанции, покинув гостеприимный край уже вместе с женой и двумя дочерями. Супругу его коллеги и подчинённые тоже вспоминают с большой теплотой. Кстати, Раиса Ивановна, отдавшая много лет хозяйству пути, очень помогла в становлении молодого специалиста Владимира Крапивного, позже ставшего главным инженером Дальневосточной магистрали.

– С Владиленом Михайловичем мы знакомы с 1972 года – вместе работали на станции Бикин, – рассказал Владимир Крапивный. – Он сначала был заместителем начальника Бикинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, потом возглавил её, затем его перевели на должность главного инженера в Хабаровскую дистанцию сигнализации, а позже в службу СЦБ, связи и вычислительной техники.

Там он поработал заместителем начальника по строительству, а потом и начальником.

– В период реализации комплексного проекта строительства автоматической блокировки электрической централизации стрелок нужен был командир с опытом, организаторскими способностями, не понаслышке знающий основы эксплуатации устройств, – подчёркивает Владимир Крапивный. – Тогда же завершались и работы по электрификации участка Бикин – Архара, было интенсивное движение, и всё это требовало времени, знания вопроса. Меня всегда поражали его спокойствие, работа на опережение. Он пользовался заслуженным авторитетом среди руководителей дистанций, у него была отличная команда. В то время проводились грандиозные по масштабу работы по каблированию линий связи на полигоне дороги и созданию современного программно-технологического комплекса вычислительного центра. Эти направления возглавили его заместители Виктор Соколов и Владимир Скобликов.

Владилен Михайлович продолжал вести кадровый резерв специалистов-руководителей, и после него службу 10 лет успешно возглавлял один из его учеников, Владимир Дашутин, который, кстати, вспомнил такой случай:

– В 1980-е годы мы занимались строительством жилья для работников хозспособом. Эту тяжёлую дополнительную нагрузку Владилен Михайлович всегда поддерживал. Я тогда был начальником Комсомольской дистанции сигнализации и связи, и по сложившейся практике именно к нам привозили 65 тонн цемента, который мы разгружали, а потом распределяли на весь узел Литовко. Но однажды это совпало с приездом комиссии, которая определила цемент как сверхнормативный запас. Сколько мы ни объясняли ситуацию, был разбор, виновных наказали и надо было ехать в Москву. Владилен Михайлович убедил руководство, чтобы меня не направляли туда. Поехал сам. Через несколько дней вернулся, я зашёл к нему с большим волнением, ведь он мог и не вернуться начальником службы. А он вдруг говорит: «Так хорошо, что я съездил!»

Оказалось, тогдашний замминистра транспорта Геннадий Коренко выслушал Владилена Михайловича, похвалил и даже спросил, чем может помочь. Через некоторое время была решена наболевшая проблема качественной обработки пиломатериалов – на электромеханические мастерские в Вяземском привезли нужный станок.

– Конечно, ему досталось за этот цемент, но ни разу ни словом он об этом не вспомнил, – говорит Владимир Дашутин.

Простоту общения и строгое, но человеческое отношение к подчинённым вспоминает и Валерий Сай, познакомившийся с юбиляром при строительстве автоблокировки электрической централизации стрелок:

– К нему можно было обратиться с любой просьбой. Он знал всех членов семей своих подчинённых. Заядлый любитель бани, на стройке он всегда заботился о её организации для работников. И было честью, если он приезжал к нам париться. Ещё он отлично пел, всегда оставался на ужин, и народ потом старался все задачи выполнить с полной самоотдачей. Люди очень радовались его визитам.

Как отличного рассказчика, который заражал всех своими увлечениями, Владилена Михайловича вспоминает и познакомившийся с ним в 1970-е годы сотрудник всесоюзного треста «Трансигналстрой» Станислав Колбенев:

– Служба на самом деле была его второй семьёй. Каких только аварий и ЧП не было, но не помню, чтобы он голос повышал, всегда с юмором всё воспринимал. А ведь строительство автоблокировки – это серьёзные инвестиции, огромнейшая ответственность, сумасшедшая нагрузка, переподготовка большого количества работников. Сейчас таких специалистов очень мало, а он вытащил всё это на своих плечах и по праву может гордиться сделанным.

Дочери Владилена Михайловича сегодня также работают на железной дороге. В ДВГУПСе учится внук. Наш герой изредка уже ездит на дачу, но уверенно ждёт правнуков. Ему есть что им рассказать и чем поделиться.

Илона Бербер