Газета «Тихоокеанская звезда», №90 – 21 мая 2016 г.
Трудоустройство выпускников высших учебных заведений в России является одним из критериев эффективной работы вузов. Об этом говорит министр образования и науки Дмитрий Ливанов. И в качестве подтверждения его слов Министерство образования вместе с Пенсионным фондом России проводит исследование, сколько выпускников начинают платить налоги в первый год выпуска из своего вуза.

В 2014 году подтверждено, что Дальневосточный государственный университет путей сообщения трудоустроил более 87% своих выпускников. Если сравнивать с профильными вузами России от Москвы до Владивостока, эта цифра вполне достойная. В этом списке лидирует Самарский вуз (более 95%). У нашего дальневосточного университета имеется незначительное отставание, и это говорит о том, что есть к чему стремиться.

В этом году в ДВГУПС - более 2000 выпускников, получающих высшее и среднее профессиональное образование по разным образовательным программам, в том числе (если говорить о высшем образовании) - на базе специалитета, бакалавриата и магистратуры. Из 2116 человек  1676 - выпускники базового вуза, остальные - филиалов, у вуза их четыре по Дальнему Востоку. Благодаря созданию филиалов, ДВГУПС получил возможность учить ребят из самых дальних уголков региона, чтобы после окончания вуза они возвращались домой. Решались сразу две задачи - трудоустройство выпускника и обеспечение железной дороги специалистами. Заседание комиссии по трудоустройству в базовом вузе, где рассматривались кандидатуры выпускников, проходило два дня. На заседании каждому выпускнику дается характеристика, в которой подробно указывается, как проявил себя будущий молодой специалист в учебе и в общественной деятельности, после чего работодатели предлагают место для трудоустройства.

-Трудоустраивать своих студентов - давняя традиция университета путей сообщения,- говорит начальник управления делами и кадровой политики Владислав Овчинников.- Даже в трудные 90-е годы здесь продолжала существовать система трудоустройства, и вуз от нее никогда не отказывался. Принцип ДВГУПС в этом направлении - не только готовить молодых специалистов, но и создать все условия, чтобы они нашли работу после окончания вуза. В этом - преимущество одного из ведущих железнодорожных вузов России.

В нынешнем году в распределении принимали участие представители подразделений - филиалов ОАО «Российские железные дороги», Дальневосточной и Забайкальской железных дорог, ОАО АК «Железные дороги Якутии», филиала ПАО «ФСК ЕЭС - Магистральные электроэнергетические сети Востока», филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети», ГУ МЧС РФ по Хабаровскому краю, ПАО «Сбербанк России», ЗАО «Рэдком», крупных строительных предприятий.
Значительное количество выпускников распределяется на железную дорогу в соответствии с основным направлением работы вуза. К примеру, в этом году 33% работодателей - это железнодорожные предприятия и филиалы ОАО «РЖД». Наши выпускники работают в самых отдаленных уголках региона, и не только на железнодорожном транспорте, но и практически во всех отраслях экономики Дальнего Востока.

Значительная часть направлений подготовки - это бакалавриат, новый уровень высшего образования. Многие бакалавры стремятся продолжить обучение в магистратуре, повышая тем самым свой статус для будущей работы. Некоторые остаются преподавать в ДВГУПС, так мы можем пополнять преподавательский состав. Но все-таки большая часть выпускников уходит в реальное производство.

Выпускников много, наш вуз - один из самых крупных на Дальнем Востоке, и наша задача постараться удовлетворить желание выпускников работать в хороших местах с достойной заработной платой. Так что и у нас хватает забот. В этом направлении в вузе работает отдел практического обучения и трудоустройства студентов. Он занимается практикой и поиском вакансий для будущих выпускников, общается с работодателями, делает выборки по предприятиям, ведет опросы крупных компаний для определения потребности в кадрах, подбирает кандидатуры будущих работников по заявкам предприятий.

В течение учебного года в университете проходят различные мероприятия, которые помогают занятости студентов и трудоустройству выпускников. Одно из таких мероприятий - очень популярная в вузе ярмарка вакансий, где работодатели и студенты могут встретиться. Предприятия и организации решают свои кадровые вопросы практически в любых отраслях, ищут и находят сотрудников с хорошей подготовкой, желанием работать, нестандартным подходом к решению проблем, новыми неизбитыми идеями. Работодатели могут собрать банк резюме претендентов на вакантные стартовые позиции, сформировать свой кадровый резерв. В рамках ярмарки вакансий предприятия рассказывают студентам о себе, своих условиях и возможностях, отвечают на вопросы, собирают резюме студентов, общаются с кандидатами. Они заинтересованы не только в выпускниках, но и в студентах. На летний период многим нужны рабочие руки.
Еще одна задача отдела практического обучения и трудоустройства студентов - определить потребности экономики в будущих специалистах. Мир меняется, появляются новые профессии, меняются требования к уже существующим. Это находит отражение в наших предложениях по приему в университет.

Наш учредитель, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, уделяет особое внимание вопросам трудоустройства, поэтому все транспортные вузы страны ведут мониторинг, внося свои предложения по цифрам приема, и все это учитывается. Так, в прошлом году были увеличены цифры приема на инженерные специальности.

После заседания комиссии по распределению работа продолжается до июня, когда студенты защищают выпускные работы. Руководители подразделений совместно с выпускниками продолжают поиск мест будущей работы. Иногда приходится убеждать и разъяснять преимущества предоставляемых мест работы на отдаленных станциях. Мы стараемся уравновесить желание студента и пожелания работодателей.

В общем, университет пытается помочь трудоустроиться всем студентам, ведь это наши питомцы, за которых нам не стыдно перед работодателями. Их знания, небольшой пока опыт обязательно пригодятся на первом рабочем месте.

Марина ЛИТВИНОВА.