Газета «Советский Сахалин», № 22 – 19 мая 2016 г.
От учебно-курсового пункта до вуза – такой путь за 55 лет прошло образовательное учреждение, которое ныне называется Сахалинским институтом железнодорожного транспорта – филиалом Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Это стабильно работающее в интересах региона, популярное у молодежи высшее учебное заведение.

Наш корреспондент встретилась с руководителем института И. Литвиновым.

– Иван Иванович, для начала представьте визитную карточку вуза.

– Сегодня у нас по десяткам специальностей и направлений (очно и заочно) обучается почти полторы тысячи студентов в возрасте от 18 до 35 лет. Представьте себе, если бы на острове не было такого учебного заведения, они в большинстве своем уехали учиться на материк и скорее всего назад не вернулись. Область понесла бы ощутимые кадровые потери. Так что чрезвычайно важно, что наш вуз закрепляет молодежь на островах, сохраняет и развивает ее потенциал и предлагает широкий спектр образовательных услуг в зависимости от потребностей рынка труда. Мы полностью обеспечиваем инженерно-техническими кадрами Сахалинскую железную дорогу, а сферу строительства – на 80 проц.

– Какие преимущества есть сегодня у отраслевой системы высшей школы?

– Их немало. К примеру, ежегодно институт принимает на целевое обучение 35 – 40 студентов. Сахалинская железная дорога полностью берет на себя все расходы по их инженерной подготовке: выплачивает стипендию, бесплатно предоставляет места в общежитии и, главное, гарантирует стопроцентную обеспеченность работой.

Когда в управление приходят дипломированные молодые специалисты, их сразу назначают на должности. И для этого есть основания, ведь многие из них неформально прошли практику в региональном министерстве экономического развития, в ведущих банках, на передовых транспортных предприятиях, а также в органах внутренних дел и следственном комитете. Свежий пример: одно из предприятий области пригласило на практику двух наших студентов для проведения глубокого экономического анализа его деятельности и расчета оптимального бизнес-плана.

– Ощущают ли сотрудники филиала особую ответственность, представляя в области на островах одно из структурных подразделений Дальневосточного государственного университета путей сообщения?

– Безусловно. Мы дорожим его репутацией и держим марку. Недавно университету исполнилось 77 лет. В стране всего семь учреждений такого профиля, и наш головной хабаровский вуз находится в тройке лидеров. Своими дипломированными кадрами он, можно сказать, «закрывает» потребности трети территории России – от Тихого океана до Байкала. Аппараты управлений и отделений железных дорог Дальнего Востока и Забайкалья на 90 проц. укомплектованы его выпускниками. Это ко многому обязывает.

И потом наш институт никогда не был в числе отстающих. Как показывают результаты пятилетнего мониторинга, у филиала хорошие качественные показатели. Здесь применяются новые технологии в обучении, активно используются практико-ориентированные методы и современная материально-техническая база. Не случайно наши выпускники, получив основательную теоретическую и практическую подготовку, без проблем трудоустраиваются, а на дипломированных инженеров-строителей особый спрос. Недавно мы проводили исследование и выяснили: каждый второй строитель и каждый третий работник транспортной сферы Сахалина имеют дипломы СахИЖДТ.

– А в какие значимые объекты отрасли за минувшие десятилетия был вложен труд выпускников филиала?

– При их активном участии построены морская паромная переправа Ванино – Холмск, железнодорожные линии Арсентьевка – Ильинск, Победино – Ныш, Альба – Ноглики. Островная колея связала юг и север, восточное и западное побережье Сахалина с выходом к Байкало-Амурской магистрали. Это кардинальным образом ускорило развитие народнохозяйственного комплекса.

– Сегодня многие вузы испытывают дефицит преподавателей, имеющих ученую степень. А как с этим у вас?

– Профессорско-преподавательский состав нашего института на 65 проц. состоит из своих «остепененных» специалистов. У нас работают доктора наук и кандидаты, а также практикующие преподаватели высокого класса. Кроме того, с курсами лекций на остров приезжает профессура из Дальневосточного госуниверситета путей сообщения. На ее счету множество инноваций, интересные научные исследования. Так что островные студенты в курсе последних отраслевых разработок и тенденций.

– Какие специальности и направления подготовки сегодня наиболее популярны у молодежи и востребованы на рынке труда?

– Это строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и их эксплуатация; электроэнергетика и электротехника; подвижной состав железных дорог; системы обеспечения движения поездов; информационная безопасность автоматизированной системы; юриспруденция и многие другие. Отмечу, на технические специальности нам выделяется значительное количество бюджетных мест. Подспорьем и стимулом к учебе для студентов дневного отделения является стипендия из средств федерального бюджета. Она выплачивается тем, кто на бюджетной и целевой основе учится на «хорошо» и «отлично».

– Говорят, Сахалинский институт железнодорожного транспорта системно и эффективно занимается профориентационной работой среди школьников и оттого не испытывает проблем с набором. Более того, поток абитуриентов возрастает с каждым годом. Как практически строится такая работа?

– География профориентации представителей нашего филиала – от села Новиково до Охи. Она охватывает практически все школы области. Это беспрецедентно. Кроме того, наши преподаватели помогают выпускникам лучше подготовиться к сдаче единого госэкзамена. С первого захода создали пять групп по восемнадцать человек каждая. Протестировали их до и после дополнительных занятий – результат оказался разительным.

В целом наши усилия на этом направлении оказались не напрасными – каждый второй из тех, кто прошел подготовку, принес документы в приемную комиссию института. И еще один важный нюанс. Поскольку уровень знаний первокурсников оставляет желать лучшего, преподаватели нашего вуза традиционно первый семестр посвящают закреплению школьной программы. По сути, это профилактика отсева студентов и более плавный переход для них к вузовскому обучению.

– Какие перспективы развития у островного филиала?

– Самая восточная железная дорога России имеет свою специфику и сейчас активно переоснащается: «перешивается» на широкую колею, пополняется современным подвижным составом с цифровым оборудованием. В наших ближайших планах – строительство нового учебного корпуса, создание современной лабораторной базы. В связи с большой потребностью островного региона в специалистах по строительству автомобильных дорог в этом году впервые проведем набор будущих инженеров-автодорожников. Думаю, будет по-прежнему востребован и наш институт дополнительного образования, где абитуриенты проходят обучение и переквалификацию на второе высшее образование. А в целом наша главная задача не меняется – будем обеспечивать квалифицированными кадрами приоритетную транспортную отрасль, но на качественно новом уровне.

– Успехов вам в этой работе и спасибо за интервью.

Л. Степанец.

Дорогие студенты и уважаемые коллеги!

Сердечно поздравляю весь педагогический и студенческий коллектив Сахалинского института железнодорожного транспорта – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Южно-Сахалинске со знаменательной датой – 55-летием со дня основания!

Мы гордимся яркими страницами истории института, прошедшего долгий путь преобразований до современного высшего учебного заведения. За цифрой 55 стоит ежедневная напряженная, кропотливая работа всего вашего коллектива.

Совершенствуя образовательные стандарты, внедряя современные методики и программы обучения, институт открывает новые направления подготовки, развивает учебно-методическую работу.

Вот уже несколько поколений ваших выпускников, высококвалифицированных специалистов разных отраслей экономики, получивших путевку в жизнь, достойно трудятся на благо нашего островного края.

Выражаю признательность преподавательскому составу, всему коллективу за безупречный и добросовестный труд. От всей души желаю плодотворной работы, творческих открытий, успехов в педагогической, научной и общественной деятельности. Здоровья, счастья и благополучия вам, вашим родным и близким!

Студентам желаю успешной учебы и реализации своего потенциала в выбранной специальности.

С уважением, Н. Мурашова, министр образования Сахалинской области.

Дорогие друзья!

Сахалинскому институту железнодорожного транспорта – филиалу Дальневосточного государственного университета путей сообщения исполнилось 55 лет со дня образования! И мы от всей души поздравляем его коллектив с праздником!

За все эти годы из стен замечательного учебного заведения вышли тысячи специалистов, которые в свое время работали на благо островной магистрали. И сегодня у нас на дороге трудится немало выпускников Сахалинского филиала ДВГУПС.

Отрадно, что между институтом и дорогой, как основным работодателем, сложились творческие, конструктивные отношения. Мы видим это по результатам работы.

На предприятиях ДВЖД созданы все условия развития и профессионального роста любого специалиста. А значит, для устойчивого развития экономики и нашей отрасли, и региона в целом. На решение этой важнейшей задачи и будут направлены наши совместные усилия.

Еще раз искренне поздравляем коллектив института – преподавателей и студентов с замечательным юбилеем! Желаем крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов!

Евгений Ермаков, заместитель начальника ДВЖД по Сахалинскому региону;

Александр Кознов, руководитель Сахалинского филиала «Дорпрофжел» на ДВЖД.