Газета «Дальневосточная магистраль», №14 – 15 апреля 2016 г.
Летопись семьи Панченко написана тремя поколениями железнодорожников
С пожелтевшей от времени фотографии смотрит парень в военной форме. Ясный твёрдый взгляд и зачёсанный назад светлый чуб наверняка сводили с ума деревенских девчонок. Несмотря на молодость, чувствуются в нём внутренняя сила и порода.
– Это мой дед Василий, – с гордостью говорит главный инженер Владивостокского регионального центра связи Павел Панченко.
И в этот момент становится ясно: поразительное внешнее сходство, которое судьба передаёт по наследству мужчинам этой семьи, определяет не только форму, но и содержание.
– Династии появляются в тех семьях, где любимым делом занимаются с удовольствием и преданностью. Тогда и у детей не возникает сомнений в выборе своего пути, – говорит Павел Панченко. – Наша железнодорожная история повелась от деда Василия Михайловича. В 1943 году, когда ему исполнилось всего 15, имея за плечами 5 классов образования, он устроился работать слесарем-фрезеровщиком в передвижной ремонтный поезд. А спустя три года ему вручили первую государственную награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Затем дед долгое время работал монтёром СЦБ, потом стрелочником вплоть до ухода на пенсию. Железной дороге он отдал 40 лет – а это целая жизнь! И сейчас, оглядываясь назад, я мысленно говорю ему спасибо за всё. А в первую очередь за то, что смог передать на каком-то неуловимом генетическом уровне любовь к профессии: дело продолжили два его сына, одним из которых был мой отец.
Почётного железнодорожника Александра Васильевича Панченко во Владивостокском регионе Дальневосточной железной дороги вспоминают добрым словом до сих пор. В 1975 году он устроился в Спасскую дистанцию сигнализации и связи (ШЧ 6), а через некоторое время дорос до главного инженера, отработав в этой должности четверть века.
– Отец всегда мне говорил: работа главного инженера – творческая и созидательная, в ней всегда видны плоды твоего труда, – вспоминает Павел. – И действительно, чего только стоит один из самых масштабных железнодорожных проектов, в завершении которого он принял самое активное участие – электрификация Транссиба. Отец в 2013 году ушёл на заслуженный отдых. Но я знаю: в любой сложной ситуации могу обратиться к нему за советом. Он для меня пример настоящего руководителя. Я очень горжусь отцом!
Неудивительно, что железнодорожником решил стать и Павел.
– Думаю, это было предопределено судьбой, – улыбается он. – Мои детские воспоминания неразрывно связаны со звонками диспетчера ШЧ-6, ночными выездами отца на повреждения и частыми командировками. Поэтому после школы я по целевому направлению поступил в Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Окончив с красным дипломом ДВГУПС в 2004 году, устроился электромехаником связи в родное ШЧ-6 в Спасске-Дальнем. А спустя несколько лет стал главным инженером РЦС 3. Мы с отцом проработали вместе главными инженерами всего полгода, правда, на разных предприятиях. Но именно в тот момент чувствовалось: это пик преемственности. Серьёзных достижений и наград у меня пока нет, и, я думаю, это не главное. Главное – это добросовестный труд и уважение коллектива. Активная жизненная позиция и участие в различных молодёжных проектах ОАО «РЖД» позволили мне пройти обучение в Корпоративном университете, поучаствовать в международной стажировке в Финляндии. И этот старт дала мне семья. И не просто семья, а трудовая династия, где взаимопонимание и уважение идут рука об руку. Я пока не знаю, какую профессию выберут мои дети, но думаю, что о железнодорожном будущем они точно задумаются!
Наталья Кузьмина