Газета «Хабаровские вести», №50 – 12 апреля 2016 г.
Патрулировать места массового скопления людей полицейским помогают добровольцы — дружинники и казаки. В дежурство на железнодорожном вокзале вместе с ними заступила и корреспондент «Хабаровских вестей».

А что делать-то?

В отделении шумно — доставленный за нахождение в непотребном виде гражданин пытается убедить патрульных, что взяли его зря, да только язык хозяина не слушается. Попал за дело — смирись и не мешай выписывать штраф. Кстати, наказание рублем за подобное административное нарушение достаточно суровое — от 500 до 1 500 руб.

В соседнем с бушующим гражданином помещении идет примерка — студенты ДВГУПС готовятся заступить в первую в своей жизни смену в качестве народных дружинников. С красными накидками ребята уже справились, настала очередь украсить себя повязками.

— А на какую руку их надевать? — простой, казалось бы вопрос, ставит в тупик. Действительно, на какую?

— На правую, наверное, — с сомнением протягивает командир. Посовещались и решили к мнению начальства прислушаться. После уже в Интернете обнаруживаю, что носить повязки дружинники обязаны на левом плече — так предписано в документах.

— Что мы сегодня делать будем? — робко спрашивает единственная из участников рейда представительница слабого пола Кристина. Узнав, что надо будет охранять общественный порядок, девушка храбро заявила: «Я не боюсь».

— Это хорошо, что вы в короткой юбке, будем на живца ловить злоумышленников, — веселятся полицейские.

Элемент в сапогах

Обязательное перед выходом «в свет» построение добровольцев показало, что у одного из трех казаков из сапога торчит нагайка. Естественно, у гражданских, далеких от казачьих обычаев, это вызвало вопрос и желание прикоснуться к сему оружию.

— Женщинам в руки нагайку давать запрещено, — гасят мой порыв добровольцы. — Это элемент казачьей справы, который носится только в сапогах. Вот остальные сегодня в ботинках, потому и нагайки им не положено.

— Мы считаем своим долгом следить, чтобы граждане вели себя достойно, поэтому вызываемся всегда патрулировать, — объяснил подъесаул Владимир. — На вокзале мы второй раз, а до этого уже ходили в рейды по Центральному району. В основном наша задача — делать замечания тем, кто выпил, чтобы вели себя прилично. Людям неприятно видеть пьяных, тем более если они шумные и крикливые.

Добровольцам напомнили, что входит в их полномочия и заодно о невозможности покидать пост без разрешения старших — прям как послушники в церкви.

— Все живы-здоровы, могут нести дежурство? — задает контрольный вопрос Александр Гнатовский, начальник отделения охраны общественного порядка хабаровского линейного отделения УМВД России по Хабаровску. — Ну, тогда — равняйсь, смирно! Приказываю вступить в наряд по охране общественного порядка. При общении с гражданами будьте вежливыми и тактичными. Разойтись.

Трюк с посылкой

Поделились на группы, чтобы охватить всю территорию. Одной достался самый неудобный маршрут патрулирования — через виадук.

В этот вечер на вокзале охраны было едва ли не больше пассажиров — проходили учения, и помимо штатных блюстителей порядка и участников рейда в здании и вокруг бодро шагали, вглядываясь в граждан, вооруженные патрули полиции и военных. При таком неусыпном внимании не забалуешь! Поэтому и улов рейда оказался небогатым — попадались только беззаботные граждане, рассекавшие по железнодорожным путям, как им вздумается. Все они были приняты в соответствии с инструкцией «вежливо и тактично» и доставлены в отделение для составления протокола. Штраф за подобное злодеяние 500 руб., деньги вроде небольшие, но риск, особенно в темное время суток, велик.

Особое обаяние есть у вокзального перрона. Весенний закат подкрашивает небо, и так и тянет отправиться в поездку. Хоть куда, лишь бы катиться в поезде и смотреть на этот мир через окна купе… Но рассказ полицейского, сопровождающего группу, о буднях вокзала сбивает романтический настрой.

— Видите, посылки «Почта России» из вагона разгружает? — показывает он. — Вот на эти посылки постоянно кто-нибудь покушается! Недавно бомж украл такой ящичек, а любопытство взяло верх, и он сел распаковывать прямо в зале ожидания. Тут его и взяли, конечно.

Кафе, расположенные в здании вокзала, также подкидывают работы полицейским — клиенты жалуются на кражи…

Время патрулирования закончилось, дружинники сдали повязки и жилеты.

Считается, что присутствие дружинников и казачества положительно влияет на полицейских. В их сопровождении представители власти ведут себя более профессионально. Кстати, всего в Хабаровске 11 дружин, в которые входят 139 человек, плюс 30 казаков. Все они периодически отправляются в рейды с полицейскими. 

 

Ирина ТРОЦЕНКО