Газета «Гудок», № 39 – 17 марта 2016 г.
Как максимально сблизить представление компании-работодателя и профильных вузов о том, чего не достаёт выпускникам при устройстве на работу? Этот вопрос сегодня актуален как никогда. Приморский институт железнодорожного транспорта – филиал ДВГУПСа видит выход в совместном сотрудничестве с железнодорожниками.
– Меры по развитию инженерно-технического образования обсуждаются на разных уровнях, – говорит заместитель директора ПримИЖТа по учебной работе Людмила Мелешко. – С точки зрения компании, основное внимание должно быть сфокусировано на преподавательском составе как основном инструменте создания и распространения знаний. Однако преподаватели-практики – это штучный товар. Достаточно сложно подобрать железнодорожников с опытом работы, умеющих передавать знания. Только в последние два-три года ситуация стала меняться. И это отразилось на качественной подготовке студентов. Тем не менее зазоры есть.
Исправлять их необходимо через призму практико-ориентированного подхода. Один из успешных опытов взаимодействия налажен, например, с Владивостокским региональным центром связи, где со студентами работают очень плотно.
– Для того чтобы производственная практика у студентов проходила более результативно, в прошлом году мы на своём предприятии ввели в штатное расписание шесть оплачиваемых должностей для ребят, – рассказал заместитель начальника РЦС-3 по управлению персоналом и социальным вопросам Максим Екименко. – И это дало свои результаты. Во-первых, студенты были заинтересованы в том, чтобы освоить профессию, а во-вторых, они видели, что работодатель относится к будущему кадровому резерву серьёзно. Этот успешный опыт можно внедрить и на других предприятиях региона. Ведь многие руководители сегодня отмечают у молодёжи нехватку знаний и умений. Вроде, дипломированных специалистов достаточно, а профессионалов – нет.
У движенцев, например, по этой причине не уменьшается процент тех, кто не проходит с первого раза профотбор на должность дежурного по станции.
Основная заковырка кроется в невнимательности, неточности чтения или неправильном выполнении инструкции. А ведь это одно из профессионально важных качеств работников, считают в ДЦС-3. И если невнимательность спроецировать на будущую работу, то последствия будут неутешительными. Молодой специалист, не понимая инструкций, не умея их интерпретировать, не сможет грамотно действовать в той или иной ситуации, особенно нештатной.
Движенцы предлагают ввести в практику обучения на старших курсах тренировку оперативных функций (внимания, памяти, мышления). Это позволит поднять профпригодность будущих выпускников, наладить индивидуальный контакт. И они готовы оказать помощь в этом вопросе.
Наталья Кузьмина