Газета «Дальневосточная магистраль», №4 – 5 февраля 2016 г.
Впервые я увидела составителя поездов станции Мыс Чуркин Александра Женжеру, когда мы снимали фильм о железнодорожных династиях Владивостокского региона. Не обратить внимание на рослого парня с открытой улыбкой было невозможно.

Даже на расстоянии, несмотря на такой «недостаток», как молодость, он транслирует основательность и удивительную мудрость в своём безоговорочном принятии и разделении династийной судьбы. Чувствуется в нём эта особенная железнодорожная порода, которая передаётся на генном уровне, формируется в детстве, прошедшем в мире движения, через пример родных, когда гордишься тем, что дед был машинистом, а отец – маневровым диспетчером одной из сложнейших станций Дальневосточной магистрали. Именно поэтому Александр не любит рассказывать о трудностях вхождения в профессию. А у кого, спрашивается, их не было? Другое дело, что каждый сам выбирает способ преодоления кризисных этапов.

– Моя фамилия хорошо известна на железной дороге. Я – самый младший представитель двух династий в четвёртом поколении. А это очень много значит для меня, – рассказывает наш герой. – С одной стороны, вроде идёшь по проторенной дорожке, а с другой – ты должен не подвести своих родных. Это нелёгкая ноша. Фамилия обязывает, ей надо соответствовать. И я привык к этому с детства. Мне не с чем сравнивать, потому что я рос вместе с железной дорогой. И другой судьбы себе не хочу.

Именно поэтому сразу после школы Саша без долгих раздумий подал документы в ДВГУПС.

– Я заранее представлял, что меня ожидает и чем предстоит заниматься, – продолжает он. – Это помогало учиться. Единственное, с чем столкнулся на практике, – в вузе нас нацеливают на высокие должности, а когда приходишь на станцию простым работягой, постигая азы профессии с разных, часто совсем неприглядных сторон, многие не могут пережить этот диссонанс и уходят с магистрали. Но мне повезло. Семья, как крепкий фундамент, помогла устоять и найти свою точку опоры. Отец всегда говорил: «Ничего, это и мы проходили. Получится и у тебя!» Поэтому свою нынешнюю профессию воспринимаю как ступень. Работать приходится больше руками. Но ведь именно так можно постичь все тонкости сложного движенческого дела. К тому же у станции Мыс Чуркин свой характер. Несмотря на напряжённый график, здесь действуют ещё ручные стрелки. Поэтому, прежде чем что-то делать, приходится думать на несколько шагов вперёд. 

Непростые условия работы и у составителей поездов. Работа на открытом воздухе, в любую погоду – такова специфика этой профессии. Поэтому, как правило, молодёжь не рвётся в неё. Ходить нужно много и часто, в лучшем случае – по крупному гравию, в худшем – по размокшей глине или снегу. За смену наматываешь километров 5–7. Вокруг постоянно находятся движущиеся вагоны и поезда. Ну и поездка на спецподножке последнего вагона, когда ветер дует в лицо и снег слепит глаза, ещё тот экстрим. Как говорится, кто не пробовал, тот не оценит. В итоге зимой мечтаем о лете, а летом – о зиме, шутят железнодорожники. 

– Для себя я сделал вывод: в профессии остаются только самые стойкие, те, кто понимает, что в этом деле без командной работы не обойтись, так как порой в прямом смысле слова приходится доверять свою жизнь коллегам, – подвёл итог беседе Александр. – И тут возникает другой вопрос: а стоит ли вообще нарушать технику безопасности? Жизнь длинная, и я хотел бы гордиться своими детьми, если они решат связать судьбу с железной дорогой. И продолжить нашу фамилию.

Наталья Кузьмина