Газета «Гудок», № 9 25 января 2016 г.
Безусловно, успех любого предприятия зависит от профессионализма и ответственности работников, но большую роль играет и психологический климат в коллективе, нацеленность на совместное достижение общего результата. Многим подразделениям холдинга есть чем поделиться в этом плане.
На дальней станции сошлись
На отдалённой станции Хасан, что на стыке государственных границ России, Китая и Северной Кореи, ещё недавно остро стояла кадровая проблема. Молодёжь уезжала в поисках лучшей доли, коллектив постепенно старел. Не было и единого связующего звена, отвечающего за моральный микроклимат.
Так было до тех пор, пока пару лет назад руководство Владивостокского центра организации работы станций (ДЦС) не направило в Хасан начальником станции молодого специалиста Владимира Коновалова – выпускника ДВГУПСа 2012 года.
«Конечно, оказаться в глубинке после ритма большого города ему было непросто, – рассказала психолог Владивостокского ДЦС Оксана Гамкова. – Первое время Владимир жил в комнате отдыха на вокзале, затем переехал в служебное жильё. Чтобы поддержать молодого руководителя, мы специально организовали выездную экскурсию для его коллег – тоже вчерашних выпускников. А в итоге ребятам так у него понравилось, что ещё двое молодых специалистов изъявили желание работать на Хасане и набираться опыта для дальнейшей карьеры. Помогая друг другу, ребята заочно учат этому и других».
Сегодня в Хасане вышли на объёмы, намного превышающие показатели 2013 и 2014 годов, во многом за счёт экспорта угля в КНДР. Такой оборот повлиял и на атмосферу внутри коллектива станции, имеющей стратегическое значение, отметила психолог.
Связанные одной целью
Сплотить, оказывается, можно и такой коллектив, члены которого практически не видят друг друга. Пригородная пассажирская компания, например, – это сотни кассиров, работающих на разных станциях, в разных поездах. При таком раскладе легко потерять ощущение того, что они вместе делают общее дело.
«Руководители нашей компании рассудили так, что нас, работников с разных станций, надо собирать, знакомить, делать так, чтобы мы друг с другом соперничали, – рассказала кассир пригородной пассажирской компании «Содружество» Вера Ефремова, которая трудится на станции Урмары. – Несколько лет назад у нас начали проводить Дни здоровья, различные конкурсы. Готовясь к таким мероприятиям и участвуя в них, мы стали чаще встречаться с коллегами по участку. Там и знакомимся с кассирами с других участков – из Татарии, Удмуртии, Башкирии, Кировской области, смотрим, у кого что лучше получается, что-то обсуждаем, перенимаем.
В результате и работается лучше, и сделать по примеру других что-то хочется, а это сказывается на общем результате.
К примеру, когда компания объявила конкурс «Зелёная касса», мы поняли, что на нашем вокзале должно быть много растений, цветов. И тут уже неважно, кто победил, – главное, пассажиры рады тому, как у нас стало уютно».
О спорт, ты – мир
Улучшить отношения в коллективе могут совместные занятия спортом. Так получилось в вагонном эксплуатационном депо Ярославль-Главный.
«У нас созданы футбольная и хоккейная команды, – рассказывает осмотрщик-ремонтник депо Андрей Лебедев. – Все от осмотрщика до руководителя в раздевалке и на площадке чувствуют себя на равных. И говорят не о производстве, а на житейские темы. Это, конечно, сближает».
Но спорт не только сплачивает. По словам Андрея Лебедева, он даёт бодрость, радость, тонизирует. «Наши работники, увлечённые спортом, начинают меньше болеть, больше улыбаться, по-другому себя чувствуют, – признаётся он. – Сейчас мы стали заметно больше выявлять сложных дефектов. Конечно, главный стимул тут деньги. Но не только. Многие, как в спорте, не хотят попасть в аутсайдеры, стремятся быть первыми. Я в хоккее не люблю проигрывать, так же и на работе – хочется улучшать показатели, почаще засовывать голову туда, где можно обнаружить неисправность. Появляется чисто спортивный интерес».
Сотрудничество вместо конфронтации
Коллектив аппарата управления Самарской дирекции связи – это 56 сотрудников, в основном молодёжь. Раньше здесь частенько возникала проблема взаимоотношений между поколениями. Ещё одна сложность: нередко работницы дирекции уходят в декретный отпуск, на их место приходят новые сотрудники. Управлять таким коллективом непросто, но в дирекции сумели найти индивидуальный подход к каждому работнику.
Более опытных сотрудников определили в наставники молодым. Поддерживать психологический микроклимат и сплотить коллектив помогли совместные дела. Эту работу поручили Совету молодых специалистов во главе с Анастасией Запеваловой. Настя организовала, например, сбор помощи детям из социальных приютов и детских домов. В День защиты детей, к 1 сентября, на Новый год работники дирекции едут к ребятам с подарками.
Активисты стараются привлечь максимальное количество сотрудников для решения какой-либо задачи в нерабочее время, говорит заместитель начальника Самарской дирекции связи – начальник отдела управления персоналом и социальных вопросов Юлия Бабенко. Так, весной и летом каждый месяц в дирекции устраивают «зелёную пятницу». «После работы все вместе высаживаем деревья, облагораживаем территорию», – рассказала она.
Праздники тоже стараются отмечать вместе. На Новый год и Масленицу, к примеру, выезжали на природу, проводили эстафеты и игры. «А на День Победы провели концерт художественной самодеятельности с участием детей наших работников. Труд и общение лучше всего сплачивают коллектив», – подводит итог Юлия Бабенко.
Всё это даёт результат: дирекция успешно выполняет все производственные показатели, а молодёжь активно вникает в процессы и технологии работы, проявляет инициативу и ответственность.
Николай Морохин, Дмитрий Попов, Николай Порецкий, Павел Усов, собкоры «Гудка» Нижний Новгород, Самара, Ярославль, Хабаровск