Газета «Гудок», №202 – 10 декабря 2015 г.
В расчете на рост пропускной способности Восточного полигона инвесторы увеличивают планы перевалки грузов в Ванино и Советской Гавани
В связи с завершением в 2017 году проекта реконструкции железнодорожной линии Комосомольск-на-Амуре – Ванино – Советская Гавань, который предусмотрен программой ОАО «Российские железные дороги» по развития «Восточного полигона», в границах Ванино-Совгаванского транспортного узла заработают несколько новых стивидорных предприятий. В результате регион может стать одним из крупнейших центров экспорта на зарубежные рынки российского угля, сжиженного газа, продуктов нефтехимии, металлургии и других сырьевых товаров. 

В числе крупнейших частных инвесторов – компания «Сахатранс» (контролируется Volga Group Геннадия Тимченко), приступившая к созданию собственных мощностей по перевалке угля в бухте Мучке близ портового города Ванино. К настоящему времени подготовлено земляное основание под железнодорожные пути станции необщего пользования, которая будет обслуживать новый терминал. Он сможет принимать суда дедвейтом до 168 тыс. тонн. Проектный грузооборот перегрузочного комплекса - 24 млн тонн в год. Строительство оценивается в 19 млрд руб. 

«В связи с тем, что уже с 2008 года РЖД ведет реконструкцию железнодорожного участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, наращивая ее провозную способность до 36-42 млн тонн в год, у дороги остаются свободные провозные мощности. Они позволяют без проблем обеспечить перевалку всего объема груза первой очереди терминала нашей компании», - отметил гендиректор ООО «Сахатранс» Юрий Тямушкин. 

Правительство РФ приняло решение о многомиллиардных инвестициях в реконструкцию БАМа и Транссиба, напомнил он, что позволит обеспечить рост грузовых перевозок на 55 млн тонн. «Если эта программа (развития Восточного полигона – Ред.) будет реализована в полной мере, то к 2020 году мы получим значительное увеличение провозной способности и на участке до Ванино», - сказал Юрий Тямушкин. 

На проектную мощность предприятие будет выходить постепенно. Ввод первой очереди терминала намечен на 2018 год. 

Грузовую базу для перевалки должна составить угольная продукция из Якутии. В том числе, с месторождений, осваиваемых ЗАО «Якутские угли - Новые технологии» (входит в ООО УК «Колмар» - также входит в Volga Group). На прошлой неделе состоялось открытие погрузочной железнодорожной станции ГОК Инаглинский в Нерюнгринском районе республики. Она будет обслуживать одноименный угледобывающий комплекс. Только за счет обогатительной фабрики в 2018 году планируется отправлять потребителям 8 млн тонн концентрата. В перспективе ежегодная мощность Ингалинского ГОКа, сообщил глава «Колмара» Сергей Цивилёв, достигнет 12 млн тонн. Не менее половины продукции пойдет на экспорт. 

Проект «Сахатранса» получит господдержку: как сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, компании будет предоставлена субсидия на строительство необходимой инфраструктуры в объеме 3,2 млрд руб., причем часть этой суммы - около 0,5 млрд руб. - должна поступить до конца 2015 года. 

Еще один глубоководный терминал по перевалке угля должен заработать в районе мыса Бурный. Его оператором выступит ООО «Дальневосточный Ванинский порт» (принадлежит «Тувинской энергетической промышленной корпорации» Руслана Байсарова). Планируемая мощность комплекса – 15 млн тонн ежегодно. 

В конце октября правительство РФ утвердило решение о расширении границ морского порта Ванино в целях строительства терминала на мысе Бурный. Сам проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства – соответствующее соглашение подписано между ФГУП «Росморпорт» и «Дальневосточным Ванинским портом». Общая стоимость работ превысит 11 млрд руб., в том числе 260 млн руб. планируется направить из федерального бюджета на строительство сопутствующей инфраструктуры и 10,8 млрд руб. – их частных источников. 

В Советской Гавани (расположена в 32 км от Ванино) развернулась реализация проекта ООО «Компания Ремсталь». В 2016 году стивидор планирует приступить к перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ). Сейчас ведется строительство железнодорожной части комплекса – парка приема-отправки вагонов, сортировки подвижного состава, путей примыкания к станции Совгавань-Город. Параллельно идут подготовительные работы для устройства резервуарного парка и монтажа специализированного оборудования для слива жидких углеводородов. 

«Нашими крупнейшими партнерами могут стать компании «Сибур-транс» и «Иркутская нефтяная компания». Они проявили заинтересованность и подтвердили технические и коммерческие возможности для загрузки строящегося транспортно-погрузочного комплекса производимыми ими СУГ. Это загрузит первую очередь проекта», - уточнил владелец компании «Ремсталь» Рифкат Бадрутдинов. 

По его словам, со второго квартала 2016 года СУГ, доставляемый по железной дороге, будет перегружаться по варианту вагон-судно. «С марта-апреля мы сможем обеспечить приемку и обработку у причала судов-газовозов дедвейтом до 40 тыс. тонн и выше», - пояснил Рифкат Бадрутдинов. 

В 2016 году перевалка предположительно составит около 500 тыс. тонн, а к 2018-му первая очередь комплекса выйдет на 2 млн тонн. На втором этапе будет перерабатываться не менее 10 млн тонн (помимо «Сибура» и «Иркутской нефтяной компании», «Ремсталь» готова работать с другими производителями продуктов газо- и нефтехимии). Это может произойти уже в 2020 году. К тому моменту будет введен парк изотермических резервуаров для хранения грузов и отгрузка пойдет уже по схеме «вагон-склад-судно». 

Компания «Ремсталь» направила в министерство экономического развития заявку на свое участие в качестве резидента в портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ), создаваемой сегодня в Совгавани. «Во-первых, это повысит инвестиционную привлекательность проекта. Кроме того, возможно, сократятся сроки строительства транспортно-погрузочного комплекса, ввода его в эксплуатацию и выхода на проектную мощность, - не исключил Рифкат Бадрутдинов. - На территории ПОЭЗ еще есть свободные и очень перспективные территории, не имеющие своих правообладателей. Вполне возможно, после подтверждения статуса резидента мы подадим заявки на дополнительные участки и расширим свои портовые мощности». 

Переработку грузов намерены увеличить и действующие стивидорные компании. В 2014 году их суммарный грузооборот достиг 26,2 млн тонн, что на 10% выше показателя предыдущего года. В 2015-м также наблюдается рост перевалки - за девять месяцев стивидорами Ванино-Совгаванского узла переработано 20 млн тонн, что почти на 4% выше прошлогоднего результата. 

В настоящее время в порту Ванино действует три крупных стивидора: ОАО «Ванинский морской торговый порт» (аффилировано со структурами «Мечела»), ООО «Трансбункер-Ванино» (входит в ГК «Трансбункер») и ЗАО «Дальтрансуголь» (принадлежит СУЭК). Последний намерен наращивать перевалку до 24 млн тонн в год - в том числе благодаря дальнейшей разработке Ургальского каменноугольного месторождения в Хабаровском крае. Компанией принята программа развития подземных горных работ на ближайшие пять лет. Ее реализация позволит нарастить производство до 8,1 млн тонн угля. «Уже запущен углепогрузочный участок «Северный» и обогатительная фабрика. За счет повышения качества продукции «Ургалуголь» («дочка» СУЭКа) планирует увеличить экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион», - пояснили в Минвостокразвития. 

Проекту дальнейшего освоения Ургальского месторождения также обещана господдержка. Из госбюджета предполагается направить 1,1 млрд руб. – в том числе на удлинение приемо-отправочных путей на станции погрузки Чегдомын. 

Тем временем на Дальневосточной железной дороге продолжается модернизация инфраструктуры для обеспечения роста перевозок к портам Ванино и Совгавани. Как сообщили в инвестиционной службе ДВЖД, за счет средств ОАО «РЖД» с 2007 года введены 12 разъездов: Аксака, Дайчи, Дакка, Кумтэ, Людю, Почепта, Тудур, Удоми, Хокайти, Эльдиган, Амурский, Хумма. Реконструированы 12 станций: Дюанка, Высокогорная, Тумнин, Гайтер, Кенай, Картель, Комсомольск-Сортировочный, Кун, Монгохто, Пони, Чепсары, Джигдаси. Построены новый Кузнецовский тоннель и четыре участка второго пути. Все это позволило увеличить ежегодную провозную способность линии Комсомольск - Советская Гавань с 7,5 млн до 24-27 млн тонн. 

Стройка продолжается, и с вводом новых объектов мощности железной дороги на данном направлении еще возрастут. Однако модернизации требуют не только железнодорожные подходы к портам Хабаровского края еще, но и припортовые станции.

Кандидат технических наук из Дальневосточного государственного университета путей сообщения Николай Костенко отмечает, что для обслуживания Совгаванского порта и других объектов ПОЭЗ потребуется реконструкция станции Совгавань-Город, сооружение 12-километрового участка в направлении резидентов портовой зоны на Мысе Муравьева, а также строительство районного парка для обеспечения грузовых железнодорожных операций на Мысе Марии. 

Павел УСОВ