Газета «Гудок», № 126 – 23 июля 2015 г.
Ни новые правила приёма, ни обновлённый порядок сдачи ЕГЭ не повлияли на количество желающих учиться в отраслевых вузах
Приёмная кампания – 2015 в самом разгаре. Её окончательные итоги станут известны не раньше середины августа, но уже сегодня в железнодорожных университетах отмечают возрастающий интерес абитуриентов. Даже к платному обучению.

Что касается ЕГЭ, то в этом году школьники по-другому сдавали математику. Этот предмет обязателен для всех выпускников школ, но теперь он стал двухуровневым: технари, то есть те, кто собрался в университет, где математика включена в перечень вступительных испытаний, сдавали её в полном объёме (профильный уровень), а гуманитариям было достаточно базовых знаний. 

Такое разделение сыграло с некоторыми злую шутку. «Среди желающих учиться в нашем вузе были школьники, плохо информированные по поводу того, для чего вообще нужны все эти уровни. Сдавая ЕГЭ, они выбрали для себя базовую математику. В итоге поступить к нам не смогли», – рассказал ответственный секретарь приёмной комиссии СамГУПСа Алексей Барковский. 

Поменялся и сам механизм зачисления. В прошлом году абитуриентов рекомендовали к зачислению в зависимости от количества набранных баллов, не глядя, предоставили они в приёмную комиссию оригинал аттестата о среднем образовании или его копию. Они заполняли 100% бюджетных мест. Однако, если кто-то из них не приносил вовремя оригинал, то выбывал из этого списка, а вакантные места отправлялись на конкурс во второй волне. Из числа «запасных» зачисляли тех, кто опять же набрал наибольшее число баллов и предоставил оригиналы. 

В этом году тоже зачисляют в два этапа, но... На первом абитуриенты борются за 80% конкурсных мест – зачисляются все абитуриенты, проходящие по конкурсу и предоставившие оригинал. Во вторую волну зачисляются остальные, проходящие по конкурсу и предоставившие оригинал, до заполнения оставшихся 20% мест. 

Сделано это, по словам чиновников Минобрнауки, для того, чтобы мотивировать абитуриентов к осознанному выбору учебного заведения. Дело в том, что те имеют право подавать документы сразу в пять вузов и на три специальности в каждом. Многие из них делали это хаотично, нередко в последний день работы приёмной комиссии, оттягивая свой окончательный выбор. В вузах до последнего не знали, кто в итоге вернётся к ним с оригиналом. 

Теперь поступление в вуз напрямую привязано к критерию предоставления оригинала документа об образовании без жёсткого разделения поступающих по количеству баллов. Получается, что зачислить могут скорее троечника с оригиналами, чем отличника, но с копией аттестата? 

«Мы приветствуем тех ребят, которые сразу подали оригинал документов, потому что виден их настрой учиться именно в нашем вузе», – замечает ответственный секретарь приёмной комиссии МИИТа Андрей Пушкин. 

О проходном балле. В целом по стране этот порог остался примерно на уровне прошлого года. Однако некоторые вузы его целенаправленно повысили. Среди них и отраслевые. 

«В этом году университет установил свой порог ЕГЭ, который по каждому предмету на 10 баллов выше общегосударственного, – говорит Андрей Пушкин. – Это позволит нам отобрать более подготовленных, толковых ребят». 

Впрочем, в УрГУПСе средний балл по ЕГЭ увеличивать не стали. По словам проректора по учебной работе и связям с производством Евгения Малыгина, это связано с вышеупомянутыми новыми правилами сдачи математики и, как следствие, не очень хорошими результатами экзамена. 

В целом, как отмечают представители отраслевых вузов, новшества приёмной кампании – 2015 не сбили абитуриентов с толку. «В этом году по сравнению с прошлым заявлений на бюджетные места подано в полтора раза больше. Средний конкурс у нас – 7 человек на место», – поделился первый проректор РГУПСа Александр Челохьян. 

По-прежнему популярна среди абитуриентов специальность «эксплуатация железных дорог». Обязательные вступительные испытания для неё – математика, русский язык и физика. Минимальные проходные баллы ЕГЭ, установленные Рособрнадзором для этих предметов в этом году (независимо от профиля вуза и специальности), соответственно 27, 36 и 36. Таким образом, минимальный порог для поступления на направление «эксплуатация железных дорог» составляет 99 баллов. Однако по тому количеству абитуриентов, которое есть на данный момент, отчётливо видно: борьба за каждое место будет серьёзной. «У нас на эту специальность самый высокий конкурс. Уже сейчас понятно, что проходной балл будет значительно выше 200», – говорит Александр Челохьян. 

К слову, в этом году у абитуриентов появилась возможность повысить свой рейтинг за счёт индивидуальных достижений. За участие в разнообразных научных, спортивных, творческих, общественных мероприятиях, волонтёрской деятельности, победы в олимпиадах, аттестат с отличием можно набрать до 10 дополнительных баллов. В ДвГУПСе, к примеру, начислялись дополнительные баллы за выпускное сочинение, а в РГУПСе – за значок ГТО. «Пока это единичные случаи в стране, но наши абитуриенты могли получить за такой значок три балла», – говорит Александр Челохьян. 

Новые правила поступления не коснулись целевиков. Эти абитуриенты, поступающие на очную форму обучения, как и всегда, будут зачислены раньше остальных – в конце июля. 

«Предприятия представили нам свои кандидатуры. Ребята будут участвовать в конкурсе, который в этом году, к сожалению, не так велик. Но план набора будет выполнен», – замечает Александр Челохьян. 

В МИИТе по очной форме обучения планируют принять 662 целевика, по заочной – 859. Основные заказчики – ОАО «РЖД», Московский метрополитен и Желдорвойска. А всего, по данным Росжелдора, в 2015 году в отраслевые вузы, техникумы и колледжи по целевым направлениям планируется принять 5372 человека. 

Что касается непрофильных специальностей, то по этим направлениям подготовки при недостатке бюджетного финансирования вузам остаётся уповать на платников. «Конечно, отсутствие бюджетных мест сказывается на количестве поступающих. Хорошо, что есть ребята, готовые учиться на платной основе, поскольку они осведомлены о высоком качестве нашей подготовки», – говорит проректор по учебной работе ПГУПСа Людмила Блажко. 

Приёмная кампания – настоящий стресс для абитуриентов. Чтобы его минимизировать и упорядочить процесс, в вузах совершенствуют техническую составляющую процедуры подачи документов. Так, в МИИТе теперь действует система электронной очереди. «Абитуриент не заполняет никаких бумаг – всё сделают наши операторы и через 15 минут дают ему на подпись все подготовленные документы», – говорит Андрей Пушкин. 

А на Дальнем Востоке активно работает выездная приёмная комиссия. «Мы выезжаем в самые отдалённые населённые пункты. Учитывая наши расстояния, это позволяет иногородним абитуриентам сократить время и затраты при подаче документов», – пояснил ответственный секретарь приёмной комиссии ДвГУПСа Вадим Гопкало. 

Юлия Соловьёва