Газета «Гудок», №119 – 14 июля 2015 г.
Новые технологии повышают эффективность профессиональной подготовки специалистов ОАО «РЖД»
Подразделение Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций (ДВУЦПК), расположенное в городе Уссурийске, известно не только в Приморье, но и далеко за его пределами. В следующем году оно будет праздновать 45-летие со дня своего основания. К этой дате коллектив центра подошёл с хорошими результатами. Кроме востребованности выпускников, главного показателя качества работы, несомненным достижением является активное использование новых технологий в обучении. Почему сегодня важно делать акцент на практико-ориентированные методы, позволяющие давать знания без отрыва от реальной жизни, поговорим в нашем интервью с заместителем начальника Уссурийского подразделения ДВУЦПК Павлом Семёновым.

– Мы готовим специалистов по более чем 20 специальностям. Второе направление, которым занимается центр, – повышение квалификации работников ОАО «РЖД». В 2015 году запланировано выпустить 2655 человек (на 100 больше, чем в 2014-м). И если раньше по определённым причинам возникали проблемы с комплектованием групп, сдвиганием календарного графика обучения, то сегодня наблюдается тенденция к сбалансированному и централизованному подходу. 

Заказчики услуг – территориальные дирекции и структурные подразделения дороги – заинтересованы в формировании заявок на те или иные профессии. В этом году, например, очень нужны машинисты: активизация движения в направлении приморских портов требует кадрового подкрепления и усиления локомотивного блока. И мы, соответственно, как лакмусовая бумажка реагируем на потребности дороги в массовых специалистах и даже действуем на опережение. Так, с прошлого года впервые начали вести подготовку электромонтёров по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи. Ещё одно новшество – контролёры состояния железнодорожного пути. Или, как мы ещё называем эту профессию, внутренние ревизоры. Люди с большим опытом практической работы – бригадиры, монтёры пути, машинисты – могут повысить в центре квалификацию и занять следующую ступень в своей карьере. 

В 2015 году подразделение начало заниматься обучением «первозимников» без увеличения сроков занятий. Как известно, все работники, которых принимают в компанию до 1 октября, должны пройти соответствующую подготовку. Возможные нештатные ситуации в зимний период требуют определённых знаний, поэтому параллельно с профессиональным блоком мы курируем и этот вопрос. В свою очередь, это экономит средства РЖД, а предприятие на выходе получает готового во всех отношениях специалиста. 

– Сегодня для подготовки хороших кадров нужен практический опыт, а не только крепкая теория. Где взять хорошего преподавателя? 

– Педагогика и андрогогика (обучение взрослых людей) – это науки, живущие по своим законам. И преподаватель должен всегда находиться в состоянии саморазвития, только тогда можно достойно ответить на веяния времени. В нашем подразделении 14 штатных преподавателей. И все они – штучные специалисты, имеющие колоссальный практический опыт работы в разных должностях и обладающие уникальным даром донести свои знания до других. Так, наш коллега Сергей Агафонов, курирующий путевое хозяйство, дорос до начальника дистанции пути. А сегодня он активно заявил о себе как преподаватель. 

Вера Антипова более 30 лет успешно ведёт один из сложнейших предметов – «ПТЭ, инструкции и безопасность движения». Необходимость в постоянном самосовершенствовании, поиске новых форм подачи материала подтолкнули её к участию в общесетевом конкурсе на знание Правил технической эксплуатации железных дорог РФ. А победа стала своеобразным ориентиром в дальнейшей работе. 

Сергей Москаленко, отвечающий за подготовку локомотивных бригад, стал лучшим в своей номинации на смотре-конкурсе профессионального мастерства преподавателей учебных центров ОАО «РЖД» в 2013 году. И все эти победы, общий дух сотрудничества, который царит в центре, в итоге родили команду единомышленников. 

– На какие новые форматы в обучении сегодня делается ставка?

– Наша цель – обеспечить максимально полное представление компании как работодателя и центра о том, чего недостаёт выпускникам, когда они вступают в самостоятельное плавание. Для этого активно ведём обкатку нового механизма, направленного на практико-ориентированные технологии. Преподаватели не оторваны от проблем отрасли, они в курсе событий, технических новшеств (регулярные командировки на предприятия – норма для коллектива), грядущих перспектив. Это даёт возможность идти в ногу со временем. Бывает, что учебной литературы по тому или иному современному оборудованию ещё нет, а наши преподаватели уже разработали авторский курс и подготовили методическое пособие. 

Ещё одно направление, которым занимаемся, – это различные формы деловых игр. Так, недавно будущие машинисты в режиме реального времени учились действовать в нестандартной ситуации. Новизна метода в том, что мы совместно с коллегами из Приморского института железнодорожного транспорта – филиала ДВГУПСа, – объединив несколько тем в один урок, представили занятие в игровом формате. И, как показала практика, подобная форма подачи учебного материала не только сокращает время накопления профессионального опыта у участников, но и даёт возможность экспериментировать.

– Насколько материально-техническая база центра соответствует требованиям времени?

– Этот вопрос для нас очень больной. На учебном полигоне стоят устаревшие натурные образцы железнодорожной техники. Некоторые из них были списаны много лет назад. А ведь для того чтобы подготовить машиниста, а это, как известно, самая сложная и ответственная профессия на дороге, необходимо не только пропустить его через тренажёры, но и дать возможность потрогать руками «железо».

Да, мы стараемся максимально воссоздать реальные условия будущей профессии. Например, у нас есть уникальный тренажёр, умеющий это сделать. Его автор, и. о. начальника подразделения Андрей Батраков, предложил и реализовал интересную инженерную идею: соединить высоковольтную камеру электровоза «Ермак» и тренажёр с экраном и пультом управления, позволяющим будущему машинисту вести поезд. В итоге ноу-хау помещает локомотивную бригаду в реальные условия, даёт возможность задавать и отрабатывать различные нестандартные ситуации. Иначе говоря, все знания мы стараемся перенести в практическое русло. Только так можно подготовить высококлассного специалиста. 

Однако, повторюсь, рацпредложения – это, конечно, стимул для развития и новые возможности, но вопрос развития материально-технической базы стоит очень остро. И его надо решать совместно с заказчиками обучения как можно быстрее. Ведь это очень важная составляющая для тех, кто входит в профессии, связанные с безопасностью движения поездов. 

Наталья Кузьмина