Газета «Гудок», № 98 – 11 июня 2015 г.
В сложной экономической ситуации вузам помогают научная деятельность, платный приём и университетские гранты
В 2015 году финансирование вузов сократилось до 233,3 млрд руб. В прошлом году господдержка составила 259,2 млрд руб. В условиях урезанного финансирования высшая школа вынуждена пополнять университетские фонды собственными силами.

Сокращение бюджетного приёма – одна из основных причин снижения господдержки. В Минобрнауки посчитали, что если не пойти на этот радикальный шаг, то в скором времени количество выпускников школ будет равно количеству бюджетных мест. Тогда вузы вынуждены будут принимать всех желающих независимо от качества подготовки абитуриентов, а среднее профессиональное образование останется невостребованным. 

Многие образовательные учреждения в таких условиях получили возможность заработать на коммерческом приёме студентов. Так, в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского полностью прекращён бюджетный приём на некоторые непрофильные для вуза специальности, например журналистику. В транспортных вузах идёт активное сокращение бесплатных мест, но уже на экономическое направление. 

«Благодаря платному обучению мы поддерживаем и развиваем социальную деятельность вуза, проводим мероприятия. При этом недостатка в абитуриентах на коммерческий приём у нас нет», – говорит проректор по учебной работе УрГУПСа Евгений Малыгин. 

Кроме того, в последние годы высшая школа активно развивает систему дистанционного обучения (ДО), когда студенты получают знания и общаются с преподавателями через Интернет. Приём на подобное направление подготовки осуществляется исключительно на коммерческой основе.

Российская открытая академия транспорта (РОАТ) реализует свою систему дистанционного обучения, опираясь на сеть филиалов МИИТа. Дистанционная подготовка студентов там началась в 2012 году. Сегодня возможность такого обучения предоставляют юридический институт и институт экономики и финансов МИИТа. 

«При качественной подготовке учебно-методического обеспечения системы дистанционного обучения и организации учебного процесса эта технология может в будущем вытеснить заочное обучение в его традиционной форме», – говорит руководитель отдела дистанционного обучения Юридического института МИИТа Сергей Лобачёв. 

Подход, реализуемый в юридическом институте МИИТа, опирается на многолетний опыт сотрудников и решения, позволившие использовать технологии ДО во всех образовательных программах и формах обучения, а также в системе дополнительного образования, в том числе работе с абитуриентами в периоды между приёмными кампаниями. 
«Не существует универсальной экономической модели системы дистанционного обучения, однако опыт юридического института позволяет утверждать, что при численности обучаемых более 130–150 человек система ДО себя окупает и позволяет развиваться, обеспечивая ежегодное увеличение приёма абитуриентов», – говорит Сергей Лобачёв. 

Научная деятельность – ещё один способ пополнить университетскую казну. Этот способ заработка уже давно прижился во многих странах. Например, ведущие университеты США кооперируются с промышленными фирмами, банками, больницами, которые делают им регулярные заказы на те или иные разработки и исследования. 

В России подобная практика только зарождается, но уже сегодня есть примеры такого сотрудничества. Например, Уральский федеральный университет (УрФУ) не первый год работает с крупными госкорпорациями. Совместный лабораторный комплекс УрФУ и Уральской горно-металлургической компании приносит вузу около 100 млн руб. в год благодаря большому объёму научных исследований. 

«В кризис нужно не столько учиться экономить, сколько уметь зарабатывать. У нас есть малые инновационные предприятия и центры, которые работают в структуре университета, но производят продукцию ещё и для разных компаний», – говорит ректор УрФУ Виктор Кокшаров. 

С крупными отечественными и тем более зарубежными предприятиями в основном сотрудничают ведущие вузы страны. Небольшие локальные университеты чаще всего не имеют такой возможности. Также многое зависит от отрасли, в которой специализируется вуз: найти заказчиков в определённых сферах практически невозможно. 

«Рынок медицинских приборов – это отдельная экономика, в которой высока конкуренция. Он практически занят, и поэтому малый бизнес и малые инновации работают на самом низком уровне. Попасть с новыми приборами в поликлиники практически невозможно», – говорит проректор по научной работе Российского нового университета (РосНОУ) Евгений Палкин. 

В университетах путей сообщения научная деятельность развивается не такими быстрыми темпами. Например, сегодня консолидированный бюджет СГУПСа всего на 20% состоит из средств, полученных от науки. Развитию исследовательской работы мешает отсутствие бюджетного финансирования на научные цели. 

«Научный потенциал нашего университета достаточно высок. Выработка на каждого сотрудника составляет 500 тыс. руб. в год. Она может быть и большей, но с каждым годом снижается финансирование научной деятельности, – рассказывает проректор по научной работе СГУПСа Сергей Бокарев. – Кроме того, для развития научной деятельности необходимо восстановить в вузах отраслевые научно-исследовательские лаборатории». 

Основными заказчиками разработок транспортных вузов по-прежнему остаются предприятия железнодорожного транспорта. Так, СГУПС выполняет для ОАО «РЖД» около 40% своих заказов. Однако предложения о сотрудничестве поступают и от других компаний и структур: Минтранса, Федерального и Территориального управлений автомобильных дорог, мэрий городов и частных компаний. 

ОмГУПС активно взаимодействует с крупными промышленными предприятиями Омской области, среди которых ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» и ОАО «Омское производственное объединение «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО). 

Ещё один нетипичный способ пополнить «казну» университета – создание фондов целевого капитала. По сути, это аналог американского эндаумент-фонда, который существует за счёт инвестиций и пожертвований бывших выпускников и неравнодушных компаний. К примеру, в Принстоне с помощью эндаумента покрывается 47% расходов, в Гарварде – 38%. В России первый и самый крупный фонд целевого капитала создан приЕвропейском университете в Санкт-Петербурге (ЕУСПб). 

 «Мы негосударственное учреждение, поэтому вынуждены рассчитывать только на себя и искать иные способы заработка, чтобы платить стипендии своим студентам, зарплаты профессорам и тратиться на институциональные нужды. Эндаумент покрывает до 30% расходов вуза», – поясняет исполнительный директор Фонда целевого капитала ЕУСПб Светлана Лаврова. 

Но пока в России по пальцам можно пересчитать университеты, где полноценно функционируют фонды целевого капитала. Транспортные вузы и вовсе не стремятся их создавать из-за нестабильности этого источника дохода. 

С переменным успехом узкопрофильные образовательные учреждения пополняют свою казну и с помощью различных премий и грантов. Транспортные вузы не могут участвовать в большинстве конкурсов Минобрнауки, поскольку они подведомственны Минтрансу. 
«Это исключает транспортные вузы из числа исполнителей ряда государственных программ, не способствует повышению качества разработок. Такое положение вещей, на наш взгляд, несправедливо и не учитывает роли и значения транспорта и транспортных вузов в развитии страны», – уверен проректор по научной работе РГУПСа Александр Гуда. 

Между тем в тех мероприятиях, до которых университеты путей сообщения допускаются, они регулярно занимают лидирующие места. Например, в разные годы федеральный конкурс инновационных вузов выигрывали ДВГУПС, МИИТ и РГУПС. 

«В результате победы на конкурсе РГУПС получил бюджетное финансирование в размере 86 млн руб. на два года на развитие и модернизацию своих инновационных инфраструктурных подразделений, – говорит Александр Гуда. – Естественно, это благотворным образом сказывается на укреплении финансовой устойчивости университета и повышении его престижа». 

Одним из самых доступных и распространённых способов заработать в университетах путей сообщения по-прежнему остаётся расширение спектра коммерческих услуг: повышение квалификации, довузовская подготовка и даже платные спортзалы и бассейны. 

«Максимальный доход по программам дополнительного образования приносит повышение квалификации работников предприятий компании. Только в течение 2014 года на базе нашего института обучение прошли более 5000 человек», – говорит и.о. декана Института повышения квалификации и переподготовки ОмГУПСа Андрей Шиляков. 

Юлия СОЛОВЬЕВА