Газета «Хабаровские вести», № 92 – 18 июня 2015 г.
Подняться по карьерной лестнице и стать начальником еще до окончания школы — такая возможность есть у ребят из Железнодорожного района.
Их называют счастливчиками и завидуют красивой форме и причастности к такому серьезному, взрослому делу. Сами же они знают — юным железнодорожником может стать только усидчивый и целенаправленный человек.

— Многие думают, что это просто аттракцион, — рассказываетинструктор детской железной дороги Юлия Шарапова. — Это не так. Наша основная функция — образовательная. И мы стараемся не просто обучить детей, но и привить им любовь к профессии.

— Ребятам нашего района очень повезло, что детская железная дорога располагается здесь, — говорит Елена Гринер, и.о. начальника отдела по социальным вопросам комитета администрации Хабаровска по управлению Железнодорожным районом. — Это в первую очередь кузница кадров — дети, попробовавшие себя в роли машинистов, зачастую связывают с дорогой всю свою жизнь. Во-вторых, это занятость школьников, которые проводят лето в увлекательном, хоть и серьезном обучении. В-третьих, работа там построена таким образом, что подростки проходят по карьерной лестнице, начиная с простых специальностей и поднимаясь до ответственных должностей. Что, несомненно, пригодится во взрослой жизни — они смогут ценить труд других.

Главное — желание

В этом году детская железная дорога открыла 57-й сезон. За лето здесь пройдут обучение около 130 школьников за четыре смены.

— Ребята приезжают даже из других регионов, — говорит Юлия Шарапова. — Например, в этом году летнюю практику у нас проходят ученики из Уссурийска, Ружино, Облучья. Детей набираем, начиная с пятого класса. От школьников требуется лишь желание, какого-либо конкурсного отбора нет.

Срок учебы от трех до пяти лет. В зимнее время юные железнодорожники осваивают теорию, а летом приступают к практическим занятиям по таким специальностям, как машинист, осмотрщик, стрелочник, проводник, начальник поезда, дежурный по станции, диктор, поездной кассир. Кстати, в этом году добавилась еще одна — монтер пути.

Выпускники получают свидетельство об окончании обучения на детской железной дороге, которое дает возможность поступить в ДВГУПС в рамках целевого приема.

Впереди паровоза

«Детский» поезд отличается от настоящего, по сути, только размером. В составе три пассажирских вагона. В роли тягачей выступают узкоколейный тепловоз ТУ-7 и более современный ТУ-10, пополнивший парк техники относительно недавно — в 2013 году.

Прежде чем приступить к управлению составом, ученики проходят стажировку и сдают экзамены по четырем предметам. После этого им выдают права, и только тогда они могут приступить к самостоятельной работе.

— В данный момент я являюсь дежурным по станции Пионерской, — рассказывает Влад Петров. — Отвечаю за движение поезда: занимаюсь отправлением и приемом состава, маневровыми работами.

— Влад с первого года «оседлал» локомотив, — добавляет Юлия Шарапова. — У него было такое рвение, что он всех переплюнул и получил права на управление поездом после первого года обучения, хотя по правилам раньше трех лет его не дают.

Между тем ответственность машиниста достаточно велика, ведь пути проложены в черте города.

— Бывало, что приходилось применять экстренное торможение, когда водители, нарушая правила, выезжали на переезд, — говорит Влад. — Хоть скорость у состава и небольшая — около 20 км в час, но все равно страшновато.

Стучат колеса

Длина железной дороги составляет 2,5 км. Время в пути — 10 минут. Локомотивная бригада состоит из трех человек: машиниста, помощника машиниста и его дублера. Ребята находятся в кабине тепловоза и самостоятельно ведут состав. За их действиями следит опытный инструктор, готовый в случае чего взять управление на себя.

— Мне пришлось осваивать много теории, разбираться в устройстве поезда, — рассказывает машинист смены Степан Потапов. — Но оно того стоит. Профессия интересная и по-настоящему затягивает.

И вот диктор объявляет об отправлении, так же, как на настоящем вокзале. Трогаемся точно по расписанию.

Мне дозволено вместе с локомотивной бригадой ехать в кабине тепловоза. Здесь бросается в глаза обилие всевозможных датчиков, кнопок и рычагов. Степан сосредоточенно и уверенно обращается с ними. Мне же, как человеку, впервые видящему тепловоз изнутри, достаточно сложно понять, что конкретно он делает, а отвлекать во время движения расспросами нельзя. Безопасность превыше всего!

Кстати, конструктивная особенность тепловоза ТУ-7 в том, что у него очень длинная передняя часть. Это сокращает обзор, а значит усложняет работу машиниста. Более современный ТУ-10 такого недостатка лишен.

Время в пути пролетело незаметно. Вот мы уже приближаемся к станции Юбилейной. Конечная. Смотрю на часы и понимаю: прибыли точно по графику, с точностью до минуты.

Инструктор, ехавший с нами, за все время не проронил ни слова, но после того, как я попросил его оценить действия ребят, коротко ответил:

— Не все сразу получается, конечно, но учатся пацаны, стараются. Думаю, они смогут стать настоящими профессионалами.

Кстати

Детская железная дорога будет работать до 1 сентября ежедневно, кроме подельника. Цена билета — 100 руб. Время отправления поезда со станции Пионерской: 10.00, 10.45, 11.30, 12.15, 14.10, 14.55, 15.40, 16.20.

Летом 2014 года представители хабаровской детской железной дороги участвовали во Всероссийском слете юных железнодорожников в Казани. По итогам соревнований ребята заняли четвертое место среди 22 команд со всей России. 

Илья АВЕРИН