Газета «Гудок», № 77 – 13 мая 2015 г.
В 2014 году на полигоне филиала «Амурский» ОАО «ТМХ-Сервис» обточили 4966 колёс, из них 238 колёсных пар тепловоза 2ТЭ25А «Витязь». Каждая обточка обходится примерно в 60 тыс. рублей. Она создаёт разницу в диаметрах колёс. Предложение учёных поможет решить комплекс проблем, заменив одно слабое звено.
Новые технологические указания допускают расхождение в диаметрах колёс от 10 до 20 мм. Коэффициент технической готовности сохранён, но из-за этой разницы на 15–20 % снижаются тяговые возможности локомотива.
– При разнице диаметров в 20 мм разница электродвижущих сил доходит до 7–9 В, – объясняет профессор кафедры «Локомотивы» Ярослав Новачук. – Такие сочетания резко снижают тяговые возможности тепловозной секции до 18 % и общего КПД системы тепловоза (2, 3ТЭ10МК) на 3–4 %.
Разница в диаметрах колёс и отсутствие технологического процесса по развеске ведут к отказам тяговых электродвигателей и, как следствие, отказам тяговых генераторов тепловозов.
Ресурс бандажей колёсных пар может достигать 800 тыс. км пробега. Слабое звено в системе локомотива – буксовый поводок. Его обрезиненные шарниры имеют чрезвычайно низкую долговечность. Тяговые и тормозные усилия электроприводов к тележке передаются непосредственно через них. На кафедре «Локомотивы» ДВГУПСа разработаны конструкторские и технологические решения по замене резиновых изделий в шарнирах на композиционный материал. Это позволит повысить их надёжность и эксплуатационную долговечность. Оптимальная конструкция и долговечность шарнирных соединений комплекта четырёх поводков каждого колёсно-моторного блока обеспечат одинаковую их длину, исключат перекос оси колёсной пары в процессе эксплуатации и изнашивание гребней колёс. Это позволит сократить количество обточек.
Екатерина КРЮКОВА