Газета «Коммерсант – Дальний Восток»,  7 ноября  2015 г.
«Тоннельный отряд № 12» был создан 4 апреля 1975 года в структуре Управления строительством «Бамтоннельстрой» для строительства Байкальского тоннеля. Символично, что год назад началось строительство второй очереди БАМа, опять с нового Байкальского тоннеля. В прошлом году на этом тоннеле стартовал ТПК Lovat, и уже пройдено 850 метров, а общая протяженность — 6675 метров.

Как рассказал генеральный директор Игорь Усольцев, в послужном списке компании достаточно большое количество уже завершенных объектов, но попробуем выделить несколько. Первый Байкальский тоннель, Кадарский тоннель, Рачинский тоннель, Лагар-Аульский тоннель, Облученский, двухпутный Тарманчуканский тоннель, второй Джебский тоннель. Реконструированы Рачинский, Лагар-Аульский, Облученский и Кипарисовский тоннели; участие в Олимпийской программе — строительство штольни на третьем тоннельном комплексе. Подробнее можно остановиться на строительстве Кузнецовского тоннеля, которое велось в рамках комплексного инвестиционного проекта реконструкции участка Оунэ—Высокогорная Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги. Тоннель длиной 3890 метров позволил резко увеличить провозную способность железной дороги в этом направлении, что дало новый импульс для развития портовых зон на побережье Татарского пролива. Строительство началось в 2008 году и закончилось в декабре 2012 года. К тому же в феврале этого года при подведении итогов Первого Всероссийского градостроительного конкурса новый Кузнецовский тоннель стал победителем в номинации «Лучший реализованный проект строительства объекта транспортной инфраструктуры».

Ранее Указом Президента РФ Владимира Путина за реализацию этого проекта и вклад в развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока семь специалистов ООО «Тоннельный отряд № 12 — Бамтоннельстрой» удостоены Ордена Дружбы и еще шесть специалистов компании награждены медалями Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

На данном этапе компания участвует еще в нескольких крупных проектах — например, строительство Томусинского тоннеля (Кемеровская область), приступила к работам по Джебскому тоннелю на Красноярской железной дороге. Реконструкцию 2-го Джебского тоннеля планируется закончить в начале следующего года, протяженность его составит 660,86 метра. Реконструированный тоннель будет способен пропускать до 65 пар поездов, что значительно увеличит пропускную способность магистрали. Проект строительства нового Томусинского тоннеля является стратегическим для Кузбасского региона. Этот участок является частью железнодорожной линии, соединяющей Южно-Сибирскую магистраль и южные районы Кузбасса с западными участками железнодорожной сети России в обход Новокузнецкого железнодорожного узла. К 2015 году ОАО «РЖД» планирует увеличить пропускную способность обхода вдвое.

Если говорить о кадровой составляющей компании, то дефицита в квалифицированных специалистах нет. «У нас работают люди из Сибирского и Дальневосточного регионов, наработали хорошую кадровую базу, многие специалисты переходят из компании в компании внутри холдинга», — заметил Игорь Усольцев. Много сотрудничают с вузами Дальнего Востока, например ДВГУПС, кафедра «Мосты и тоннели», приглашают выпускников Иркутского горного института, Новосибирского института железнодорожного транспорта.

По мнению генерального директора относительно будущего компании, в перспективе развития реконструкции и строительства новых и старых тоннелей по Сибирскому и Дальневосточному регионам, в том числе по БАМу и по Транссибу, загрузка у подразделения будет. Ведь на данный момент от Урала и до Камчатки больше тоннельно-строительных компаний такого уровня нет. 40 лет со дня образования «Тоннельного отряда № 12» — серьезная и значимая дата для предприятия. Отряд прошел нелегкий путь становления и развития, добросовестно выполняя любые поставленные перед ним задачи, — и доказал, что не бывает невыполнимых задач, какой бы сложности они ни были. Главная заслуга в этом принадлежит коллективу, профессионализм которого подтвержден временем и объектами, сданными отрядом в эксплуатацию. Специалисты владеют всеми существующими и использующимися в мировой практике методами строительства: буровзрывной метод, горный способ с применением тоннелепроходческих комплексов различной модификации. Без преувеличения, именно люди являются главным богатством данного коллектива. Хочется сказать огромное спасибо за их труд и ответственное отношение к делу.