Газета «Гудок», № 214, 2 декабря 2014 г.

Что делать, чтобы не ходить на работу от безысходности

Многие железнодорожники признаются, что просто не распоряжаются собой на рабочем месте. Они ощущают себя частью системы, винтиком в большом механизме, а уже потом – специалистом. При этом каждый из них находит время, чтобы любоваться природой, хранить семейные ценности, заниматься хобби. Какая сила позволяет им выдерживать огромные нагрузки и оставаться человеком? Этим феноменом заинтересовались психологи. Подробности – в интервью с заведующей кафедрой «Общая, юридическая и инженерная психология» ДВГУПСа Мариной Сокольской.

– Какой он – работник ОАО «РЖД»?

– У обычных людей есть возможность самим планировать свою жизнь, организовывать ее. Железнодорожники же замкнуты в системе, которая работает круглосуточно, стратегически значима для государства. Они работают на огромных расстояниях, оперируя большими массивами данных, мыслят масштабно.

Обращает на себя внимание следующий факт: обеспечивая безопасность перевозок, заботиться о безопасности собственной жизнедеятельности им некогда. По сути, железнодорожники не специалисты в системе транспорта, а «собственность железной дороги». Они себе не принадлежат. И распоряжается этой собственностью система по своему усмотрению. С другой стороны, система обеспечивает и определенную защищенность, что позволяет им чувствовать себя хозяевами жизни. Учитывая такую специфику взаимоотношений профессионала и деятельности, психологу надо искать возможности оказания психологической поддержки, сопровождения профессионала. Задача эта непростая, но очень важная и интересная.

Железнодорожники – необыкновенные люди, легкие на подъем, энергичные, азартные, очень творческие, интересные. Во всяком случае, я их вижу именно такими.

– Подобные отношения есть в других отраслях?

– Такой степени взаимозависимости всех структурных подразделений, какая существует в системе ОАО «РЖД», закрытости, замкнутости и включенности в деятельность нет ни в одной другой профессиональной системе. Мы проводили исследования, предлагая железнодорожникам дать несколько определений себя: «Кто я». Первым они чаще всего пишут «железнодорожник», а уже потом – «мать», «отец», дочь», «женщина» или «мужчина».

– Им так нравится эта работа?

– На БАМе железнодорожники на вопрос: «Почему вы здесь работаете?» – отвечают: «А где еще?» В более 90 % населенных пунктов Дальнего Востока градообразующим предприятием является железная дорога. На вопрос: «Что для вас интересно в этой деятельности?» – операторы-железнодорожники отвечают: «Есть возможность видеть новые места, знакомиться с новыми людьми».

Машинист ездит на одну длину плеча, по одному маршруту. Какие здесь новые места? Какие новые люди? Кто-то говорит, что любит свою работу за то, что он свободен. О какой свободе может идти речь? Деятельностью машиниста руководит поездной диспетчер, дежурные по станциям, требуется четкое соблюдение инструкции, приказов. А человек в этих условиях чувствует себя свободным!

Один из машинистов убеждал меня, что рассвет всегда разный. При этом в дизельном отделении летом температура может достигать 90 градусов, а зимой кабина продувается. Как в таких условиях они успевают любоваться рассветом?

Замкнутость в огромной системе придает особый размах их личности. У них тонкое чувство юмора, они дают очень точные характеристики. Работать и общаться с ними потрясающе интересно.

– Как работодателю в условиях рыночной экономики думать о человеке?

– Мы много говорим о роли человека, о роли человеческого фактора, много, но недостаточно. Рыночная экономика воспринимает человека как инструмент. Нужно просчитать, как он доберется до работы, как будет обедать, где будут в это время находиться его дети, чем будет занята жена и многое другое, чтобы ничего не отвлекало от работы, чтобы он максимально выкладывался. Думаю, что должна быть определенная универсальность в системе, чтобы, при всех плюсах, не возникала ситуация безысходности: если не здесь, то где?!

Есть еще одна важная задача, в решении которой также востребована психология, – повышение престижа и патриотизма деятельности железнодорожника.

– Вы разрабатываете методики защиты профессионала?

– Безусловно. Не только к любому новому виду деятельности нужно подготовиться, но и к новому жизненному этапу в том числе. Чтобы на пенсии жизнь человека не закончилась, нужно к этому этапу быть готовым. Общение с локомотивными бригадами показывает, что на вопрос: «А что вы будете делать на пенсии?» – они затрудняются ответить. 

Некоторые, оперируя статистикой, считают, что просто не доживут до пенсионного возраста. К сожалению, есть данные, подтверждающие это. В нынешних условиях интенсификации деятельности – увеличение объемов перевозок, ужесточение требований, несоответствующий рост заработной платы – они вынуждены искать возможности улучшения материального благосостояния своих семей. Как в условиях их деятельности это можно реализовать? Пренебречь соблюдением графика? Взять дополнительную нагрузку? А как все это в результате скажется на здоровье? А на качестве работы? На безопасности перевозок? Вот огромный пласт работы для психологов, возможность полезного сотрудничества с железной дорогой.

Деятельность психолога сопровождающая. Без прикладного аспекта она теряет свой смысл. Деятельность железнодорожников-операторов осуществляется в экстремальных условиях труда, которые характеризуются высоким уровнем интенсивности, напряженности, стрессогенности, тяжелыми физическими, климатическими условиями труда, жесткой иерархией взаимоотношений. Поэтому далеко не всякий человек может не просто выдержать такие условия, но и эффективно трудиться. Здесь необходимо качественное психологическое сопровождение: и на этапе выбора профессии, и на этапе профессиональной подготовки, и на этапе осуществления профессиональной деятельности. Думаю, и психологам важно видеть результаты своей деятельности, чувствовать свою сопричастность и включенность.

Екатерина КРЮКОВА