Газета «Гудок», №209 – 24 ноября 2014 г.
Тонкости профессии можно постичь уже во время учёбы

Зачастую при поступлении на работу трудности испытывают не только новобранцы, но и их коллеги и руководители. Опытным специалистам приходится вкладывать во вчерашних студентов знания и навыки, которые они недополучили в учебных заведениях.

Степень подготовки новичков разная. «Выпускники двух последних лет имеют неплохую практическую подготовку», – рассказывает заместитель начальника дистанции СЦБ службы автоматики и телемеханики Южно-Уральской дирекции инфраструктуры Нина Спиридонова.

Однако не все добросовестно посещают практику. «Сейчас практика студентов в основном не оплачивается и не предполагает повышения разрядности, но для самых достойных предприятие всё же изыскивает средства на оплату, – говорит начальник производственно-технического отдела эксплуатационного локомотивного депо Саратов-пассажирское Сергей Лохманчук. – Для остальных мотивация небольшая. Поэтому студенты часто отпрашиваются, ссылаясь на семейные обстоятельства. Был у меня в этом году такой. В неделю появлялся два раза, и то хорошо. В дневнике по производственной практике частота посещения каждого строго отмечается». 

И всё же, по словам приёмосдатчика груза и багажа на станции Ростов-Западный Марины Ефановой, практику можно проходить на одной станции, а прийти работать на другую. «В работе каждой станции есть свои тонкости, которые познаются на личном опыте», – убеждена она. 

В частности, как отмечает первый заместитель начальника Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Дмитрий Гладков, у новичков нет опыта работы с протоколами и отчётностью. «Снижается уровень знаний нормативных документов, их не всегда удаётся изучить даже с наставником, – отмечает начальник службы управления персоналом Куйбышевской дирекции инфраструктуры Ольга Рязанова. – Увеличивается число направлений на повторную аттестацию по безопасности движения». Хромает и умение правильно общаться с подчинёнными, говорит Дмитрий Гладков. 

А вот начальник вагонного эксплуатационного депо Каменск-Уральский Свердловской дирекции инфраструктуры Алексей Сырых сетует, что выпускники приходят только с теоретическими знаниями. «Поэтому мы стараемся, чтобы молодые специалисты познали все грани производства, – рассказывает он. – Они пробуют себя на всех участках. Так человек начинает понимать, в какой сфере сможет себя применить». 

Однако новички не всегда бывают готовы принимать самостоятельные решения и недостаточно упорны в преодолении препятствий, отмечает заместитель начальника Красноярской дирекции управления движением по кадрам Татьяна Елистратова. «При этом у некоторых завышенные цели уже на первой карьерной ступеньке и желание сразу получать большой доход и занимать руководящую должность», – говорит она. 

Выборочное анкетирование показало, что молодые специалисты нацелены в большей степени на быстрый карьерный рост и высокую зарплату, забывая о саморазвитии и профессиональной активности, рассказывает Ольга Рязанова. «При беседах с новичками я задаю им вопросы на разные темы: история, география, литература. Как правило, ребята демонстрируют слабые знания. Но при этом усваивают важный жизненный урок: железнодорожник должен быть не только грамотным специалистом, но и всесторонне образованным человеком», – говорит она. 

Вообще же, по словам начальника эксплуатационного вагонного депо Красноярск-Восточный Сергея Юдакова, молодые специалисты делятся на две категории. Одни довольствуются стабильной зарплатой, к карьере не стремятся. Вторые повышают профессиональный уровень и уже в первые годы работы начинают расти. «К какой категории принадлежит сотрудник, становится понятно уже в первые полгода. Тем, кто стремится к большему, уделяется повышенное внимание», – говорит Сергей Юдаков. В депо есть идея, чтобы вчерашние новички, успешно прошедшие адаптацию, становились наставниками вновь прибывшим. «У людей старой закалки бесценный опыт, но молодым легче найти взаимопонимание», – говорит Сергей Юдаков. 

На этапе адаптации для новичков важно отношение к ним руководства, убеждён начальник участка Ковылкинской дистанции пути Андрей Громов. В последнее время выпускники дистанцию не жалуют: приходят, оценивают условия работы и уходят в поисках более лёгкого труда. «В основном устраиваются от большой нужды выпускники школ и отслужившие в армии, так как сложно найти другую работу в регионе, – рассказывает он. – Многие надолго не задерживаются, остаются единицы». 

Проанализировав ситуацию, в дистанции решили перед трудоустройством рассказывать о специфике работы. «Недавний случай: по объявлению пришли 12 кандидатов, – говорит Андрей Громов. – Взял их с собой на участок, где меняли шпалы. Показал, насколько это тяжёлый труд, объяснил, как работает бригада. Из 12 кандидатов остались двое». После трудоустройства Громов закрепил за ними опытных работников, нередко брал новобранцев на сложные виды ремонта, показывал на конкретном примере, как надо работать. Старался донести до них суть профессии и степень ответственности. Ребята заинтересовались, стали вникать. «Потом я дал им возможность проявить самостоятельность, выполнить более сложные операции. Останавливал, если нарушали технологию и меры безопасности. Проводил разборы. Отдельные пункты инструкции заставлял учить наизусть», – рассказывает наставник. Сейчас эти ребята уже имеют пятый разряд и перспективу получить целевое направление в отраслевой вуз. 

Вопросами адаптации надо заниматься ещё во время учёбы будущего специалиста. «Профориентационные классы есть на всём полигоне дороги от Мурманска до Москвы, всего их более 80. Два из них находятся в школах Санкт-Петербурга, – рассказывает заместитель начальника Октябрьской дороги по кадрам и социальным вопросам Владимир Одинцов. – Туда ходят наши руководители, представители железнодорожного музея, читают лекции. Дети участвуют в конкурсах, которые проводит дорога. Старшеклассники занимаются на подготовительных курсах в ПГУПСе». Руководители магистрали председательствуют в экзаменационных и аттестационных комиссиях ПГУПСа. Например, начальник дороги Олег Валинский чаще всего бывает председателем на факультете «Управление перевозками и логистика». 

У предприятий Дальневосточной дороги тоже есть свои наработки. «Следим за успехами студентов, направляем в выборе темы для диплома, связанной со спецификой участка, куда попадёт выпускник», – говорит заместитель начальника Владивостокской дистанции СЦБ по кадрам и социальным вопросам Наталья Саяпина. 

Но не все новобранцы морально готовы к работе на линии. «А ведь азы движенца постигаются в основном на отдалённых станциях. Тем более сейчас на БАМе идут строительство и реконструкция раздельных пунктов (в среднем в Комсомольском регионе ежегодно сдаётся по четыре станции), так что перед молодым специалистом появляется уникальная возможность приобрести богатый опыт. По сути, на глазах вводятся новые устройства, внедряются современные технологии», – отмечает заместитель начальника Комсомольского центра организации работы станций – начальник отдела управления персоналом Владимир Астапкович. 

При этом нет случаев, чтобы молодой специалист не был обеспечен на линии жильём, получил отказ в материальной помощи. «Стараемся отслеживать каждый этап развития, есть примеры, когда человек успешно идёт по карьерной лестнице. Так, один из выпускников ДВГУПСа, отработав полтора года, назначен начальником станции второго класса. Сейчас помогаем ему в адаптации, но уже как свежеиспечённому руководителю», – рассказывает Владимир Астапкович.

Игнат Вьюгин