Газета «Гудок», №201 – 12 ноября 2014 г.
Электронно-программный формуляр машиниста внедряется на БАМе

Электронный формуляр можно скачать на планшет или ноутбук. Это и памятка машинисту, и рекомендации, как вести себя при обслуживании техники, устранении неисправностей, в нестандартных или аварийных ситуациях.

«Мы попытались облегчить труд локомотивной бригады и вместе с тем снизить риски в плане безопасности движения поездов», – пояснил профессор кафедры «Локомотивы» Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (разработчик электронного формуляра. – Ред.) Ярослав Новачук. 

В программу электронного формуляра также заложены нормативная документация ОАО «РЖД» и региональные инструкции, профиль и план участков пути, электронная режимная карта, технико-распорядительные акты станций, различные сведения о приборах безопасности, электрических схемах локомотивов и многое другое. 

Соблюдение режимов эксплуатации и безопасность движения поездов неразрывно связаны с компетентностью локомотивных бригад, тем не менее, отметил Ярослав Новачук, необходимый совет в нужную минуту всегда важен. 
«Например, грузовой поезд неожиданно останавливается на 8430-м км Транссиба. Впереди подъём, есть риск скатиться на станцию Ин. Сколько башмаков нужно поставить при данном весе поезда? Верный ответ в формуляре найдётся за секунды», – привёл пример профессор. 

Кстати, электронным формуляром можно пользоваться и как самоучителем, например, при подготовке к экзаменам. Предложенную университетом разработку адаптировали под участок транссибирского хода ДВЖД Архара – Сибирцево. Вскоре встал вопрос о распространении формуляра и на БАМе. Причём в создании его обновлённой версии участвуют сами эксплуатационники. 

Например, Дмитрий Бокай из Тындинского локомотивного депо разработал блок для направления Нерюнгри – Тында – Сковородино. Над описанием других участков Северного широтного хода работали машинисты Комсомольского депо. Так, Алексей Гладун собирал материалы к новому блоку, связанному с обслуживанием линии Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре. В каждую поездку он брал с собой ноутбук. 
«Сегодня планшет есть почти у каждого. Формуляр может работать даже на самой простой модели, – рассказал Алексей. – Этими вопросами занимаются в других депо. Работа продолжается, хотим описать весь Комсомольский регион». 

Павел Усов