Газета «Гудок», №200 – 11 ноября 2014 г.
На Северном широтном ходу разворачиваются работы по строительству новых разъездов, которые в будущем позволят существенно увеличить пропускные способности БАМа. Пока инфраструктуру полигона готовят к масштабным планам, на Байкало-Амурской магистрали отмечается рост объемов перевозок. Как удается обеспечить движение максимального количества поездов по одному пути, пойдет речь в нашем интервью с начальником Тындинского центра организации работы железнодорожных станций Игорем Пискуном.
– Игорь Валерьевич, каковы пропускные возможности БАМа сегодня?
– Сейчас по стыковой станции Хани, которая граничит с Восточно-Сибирской железной дорогой, мы принимаем только 14 пар поездов в сутки, принять больше нам не позволяют возможности имеющейся инфраструктуры. Хочу отметить, что участок Хани – Тында загружен на полную мощность, два месяца приходилось осуществлять пропуск поездов по полному графику. В этом году на данном участке планируется сдача в эксплуатацию нового разъезда на 2107 км перегона Ункур – Чильчи. С его вводом в эксплуатацию появятся дополнительные пропускные возможности.
Что касается Восточного участка Тындинского региона, там за последние годы отмечается увеличение объемов перевозок за счет транзитных поездов, принимаемых с запада через станцию Хани, угольных маршрутов, формирующихся по станции Беркакит в адрес Ванино, и роста объемов погрузки угля с Эльгинского месторождения. Объемы работы на станции Верхнезейск из месяца в месяц наращиваются. Поэтому в октябре там увеличили штат составителей поездов для работы двух маневровых локомотивов.
Эльга постепенно наращивает мощность добычи угля. Сегодня здесь осуществляется отгрузка более 150 тыс. тонн в месяц, в октябре планируют отгрузить 170 тыс. тонн угля. Речь идет уже о годовой погрузке 2,5 млн тонн. В связи с этим необходимо провести реконструкцию станции Улак, работы там ведутся. В планах на следующий год – укладка дополнительных съездов, приемоотправочных путей, тупикового и сквозного путей. Сейчас на станции проблематично параллельно осуществлять пропуск поездопотока и производить маневровые операции. Не хватает пропускной способности разъезда Улак.
На сегодняшний день по Восточному участку мы пропускаем до 9 пар поездов в сутки. Для сравнения: еще несколько лет назад там проходило 5-6 пар поездов. По итогам 2013 года грузонапряженность по Тындинскому региону составила 12 млн тонн на километр. В 2000 году эта цифра равнялась 6,9 млн тонн на километр.
– Что планируется сделать в ближайшие годы для увеличения пропускной способности?
– В ОАО «РЖД» составлен сводный перечень первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона до 2017 года.
На участке Хани – Тында лимитирующими элементами в основном являются длинные перегоны между раздельными пунктами. Поэтому здесь запланировано строительство дополнительных разъездов и двухпутных вставок и перегонов. Это позволит увеличить пропускную способность в два раза.
На участке Тында – Сковородино лимитирующими факторами являются отсутствие автоматической блокировки, а также длинные перегоны между раздельными пунктами. Здесь также будут построены разъезды.
На станции Тында запланированы восстановление горки средней мощности и строительство дополнительных путей в парке приема. Это позволит значительно уменьшить количество «враждебных» маршрутов передвижения на станции, ускорить пропуск транзитного вагонопотока, что значительно увеличит пропускную и перерабатывающую способность станции.
На участке Тында – Этыркэн для обеспечения перевозки угля с Эльгинского месторождения и возрастающего транзитного вагонопотока запланированы реконструкция станций и восстановление разъездов, демонтированных в конце 1990-х годов.
– Как сегодня продвигается строительство новых разъездов?
– На перегоне Штурм – Муртыгит идет строительство разъезда Мохортов. Хочу отметить, что все посты ЭЦ на новых разъездах будут модульного типа, в них все будет предусмотрено, от кондиционера до холодильника. С вводом в эксплуатацию разъезда Мохортов мы освоим новую для нашего региона технологию управления движением – микропроцессорную. Вместо привычного пульта на посту ЭЦ будут стоять компьютеры. Одним кликом мышки наши работники будут открывать сигналы, переводить стрелки.
Всего в границах Тындинского центра организации работы железнодорожных станций запланировано строительство 19 разъездов. Причем только 11 из них построят на участке Тында – Хани.
– Кто будет обслуживать новые разъезды? Нужно привлекать дополнительные кадры на БАМ-2?
– В состав Тындинского центра организации работы железнодорожных станций включено 80 станций и разъездов. Численность коллектива составляет 680 человек, более 75 % из них – женщины.
Кадры для своего предприятия набираем из числа выпускников институтов и техникумов. Но с учетом увеличения объемов перевозок и строительства новых разъездов нам нужны будут работники как в Тынде, так и на линейных станциях. Сложнее всего укомплектовать линию, здесь однозначно возникнут проблемы. Мы посчитали, что нам потребуется порядка 60 новых работников.
– Сколько молодых специалистов в этом году пришли в ДЦС-6?
– В 2014 году коллектив пополнился 9 молодыми специалистами: 8 выпускников БАмИЖТа со средним специальным образованием и один выпускник ДВГУПСа, еще ожидаем прибытия молодого специалиста после службы в армии.
– Как решаете жилищные вопросы молодых работников на линейных станциях?
– Работникам, пожелавшим трудиться на линейных станциях, предоставляется технологическое жилье. А также решаются вопросы с главами поселковых администраций о предоставлении им муниципального жилья.
– С какими результатами планируете закончить 2014 год?
– До конца года осталось два месяца, но уже сегодня можно сказать, что рост перевозок к показателям прошлого года есть. Ежемесячно мы идем с увеличением грузооборота по сравнению с 2013 годом. Так, за октябрь рост составил 109,7 %, за 9 месяцев – 110,1 %.
Светлана Назарчук