Журнал «Дальневосточный Энергопотребитель», №5 – октябрь 2014 г.
Интересная идея создания авторских классов для студентов транспортных вузов была обсуждена в рамках программы профессионального развития руководителей и преподавателей вузов железнодорожного транспорта (ТОП-100). Это мероприятие проходило в учебном центре профессиональных квалификаций (УЦПК) Московской железной дороги. От Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) в этой программе приняли участие доцент кафедры «Электротехника, электроника и электромеханика», кандидат технических наук Евгений Енгунович Тен и доцент кафедры «Локомотивы», кандидат технических наук Михаил Алексеевич Попов.

Особенно воплощение идеи создания авторских классов может быть интересно для студентов Электроэнергетического института ДВГУПС. Ее суть состоит в том, что лучшие студенты, обучающиеся по целевым договорам от энергетических предприятий (в том числе и от Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»), объединяются в специальные классы. И эти классы непосредственно курируют руководители энергетических предприятий. Мало того, что они выступают как кураторы, так еще им будет предложено самим проводить занятия со студентами, а также привлекать к занятиям специалистов своего подразделения.

Но не только обсуждением этого вопроса запомнилось ученым ДВГУПС участие в программе профессионального развития руководителей и преподавателей вузов железнодорожного транспорта (ТОП-100). Программа проводится уже второй год подряд при поддержке ОАО «РЖД», организатором выступает АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД». ТОП-100 проводится в целях профессионального развития ближайшего кадрового резерва железнодорожных вузов России, а также для развития взаимодействия как между вузами, так и с ОАО «РЖД».

Отбор кандидатов проводился в каждом транспортном университете на основе эссе. В конечном итоге 100 лучших представителей вузов смогли принять участие в программе ТОП-100.

В рамках программы с лекциями и докладами о перспективах и стратегии развития ОАО «РЖД» и железнодорожной отрасли в целом выступали: Вадим Николаевич Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД»; Валентин Александрович Гапанович, старший вице-президент ОАО «РЖД»; Валерий Анатольевич Веремеев, советник президента ОАО «РЖД»; Владимир Юрьевич Чепец, и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта; Игорь Владимирович Мицук, заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта; Антон Александрович Награльян, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД». Участие первых лиц ОАО «РЖД» и Росжелдора уже говорит об уровне мероприятия.

Приятно, что было много личного общения с участниками программы, каждый мог обсудить интересующие именно его вопросы.

Обсуждали переход на новые образовательные стандарты, взаимодействие РЖД с вузами. У каждого была возможность задать свой вопрос.

Ученые ДВГУПС приняли участие в общем обсуждении предложений по образовательным проектам взаимодействия ОАО «РЖД» с транспортными вузами. В частности, представители ДВГУПС особое внимание уделили вопросам дополнительного послевузовского образования.

Интересными показались и предложения по активному использованию в образовательных целях региональных учебных центров ОАО «РЖД». Сегодня эти центры открываются по всей стране, и оборудованы они новейшей техникой. Их создают прежде всего для повышения квалификации сотрудников ОАО «РЖД», но там ведь могут обучаться и студенты транспортных вузов.

Программа ТОП-100 включала мастер-классы от ведущих специалистов в области интерактивных образовательных технологий и проектирования образовательных программ из МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики». Лекторы поделились своим опытом и важными моментами, на которые стоит обратить внимание при разработке курсов, содержащих элементы интерактивного взаимодействия. Заглянули в недалекое будущее, где будут существовать виртуальные вузы с многомиллионной аудиторией студентов образовательном блоке программы проводилась бизнес-симуляция по теме «Управление межфункциональным взаимодействием и повышением эффективности деятельности железнодорожного узла».

В игровой форме моделировалось межфункциональное взаимодействие различных структур железнодорожного узла в условиях искусственно созданной конфликтной ситуации.

Также в рамках программы была выработка командных проектов в области взаимодействия ОАО «РЖД» и вузов железнодорожного транспорта по различным вопросам, от взаимодействия вузов и железной дороги до повышения престижа рабочих специальностей.

Итоговые проекты команд проходили защиту в последний день на панельной дискуссии в Московской школе управления «Сколково».

Сергей Хамзин